Екатеринбургские родители жалуются на нехватку бюджетных мест в колледжах и техникумах. Школы жестко подходят к отбору в старшие классы, а система ПТУ давно уничтожена. О том, почему в уральской столице растет число людей с образованием «девять классов и коридор», как выпускники выкручиваются из непростой ситуации и на какие специальности все же есть шанс поступить, – в материале «ФедералПресс».
Битва за десятый класс
Как рассказывают екатеринбургские родители, в школах практически не осталось общеобразовательных старших классов. Почти везде внедряется специализация, которая позволяет набирать в десятый класс только детей, успешно сдавших ОГЭ по профильным предметам. Тех, кого учителя считают недостаточно перспективными, агитируют поступать в техникумы и колледжи.
«В середине учебного года, на этапе подготовки к сдаче ОГЭ, на родительском собрании было объявлено, что большая часть учеников не смогут продолжить обучение в этой школе, так как поступить в профильные классы уже не смогут ввиду низкого балла по аттестату и невысокой мотивации к учебе. На мой вопрос, что нам делать, если мы хотим продолжить обучение в школе, был ответ – идите в колледж», – рассказала на условиях анонимности мать одного из выпускников.
Как объяснили корреспонденту «ФедералПресс» в пресс-службе администрации Екатеринбурга, правила отбора в десятые классы в общих чертах сформулированы свердловским правительством. При этом каждая школа принимает собственный документ, в котором подробно изложены критерии. Обычно в их число входят средний балл аттестата и результаты ОГЭ по профильным предметам. На их основании составляется рейтинг претендентов. «Вне очереди» поступить могут победители и призеры олимпиад.
Разбег по местам
При этом далеко не все могут последовать рекомендациям школьных учителей. В Екатеринбурге действует около двух десятков колледжей и техникумов, в общей сложности они предоставляют выпускникам десятых классов более пяти тысяч бюджетных мест для очного обучения. Среди лидеров по их числу традиционно – медицинский, экономико-технологический, радиотехнический, колледж имени Ползунова.
Одной из самых перспективных с точки зрения свердловских властей профессий стала медсестра: на соответствующей специальности в медицинском колледже целых двести бюджетных мест. Согласно информации на официальном сайте, на 175 из них уже нашлись претенденты. Большие шансы есть и у желающих стать поварами: в техникуме «Кулинар» открыты 125 мест (и еще сто – для специалистов по поварскому делу), в торгово-экономическом техникуме – 75, в экономико-технологическом и техникуме химического машиностроения – по 50. Для программистов по 75 мест есть в радиоколледже и том же экономико-технологическом техникуме.
Сотня бюджетных мест предлагается будущим специалистам по техобслуживанию и ремонту автомобилей в техникуме автотранспорта и сервиса. Наиболее важными областное правительство также считает профессии сисадмина (радиоколледж), техника-электрика (энергетический техникум), учителя начальных классов (педагогический колледж) и – несколько неожиданно – рекламщика (техникум дизайна и сервиса). На каждой из них есть по 75 бюджетных мест.
Для полуторамиллионного города, куда съезжаются абитуриенты со всей области, такого количества явно недостаточно, жалуются родители и выпускники. Например, екатеринбуржец Анатолий был вынужден переехать к бабушке в Сысерть, так как конкурс в местный техникум гораздо меньше.
«В Екатеринбург не только очень проблематично поступить на бюджет, но и сложно попасть даже на платные места: везде большая очередь людей, у которых средний балл аттестата выше четырех», – объяснил «ФедералПресс» студент.
Ключевой момент – преподаватель
Более того, поступление в екатеринбургский техникум не является гарантией его успешного окончания и карьерного старта. Как рассказал студент одного из российских вузов Семен, в прошлом году окончивший один из самых известных колледжей города, из 60 первокурсников дошли до финиша всего восемь человек. Сам Семен в итоге решил продолжить образование, так как полученных умений не хватило для хорошей работы.
«Не раз пожалел, что поступил, потерянное впустую время. Вроде изучали и Python, и C, и C++, и язык ассемблера, и верстку, и сети, и ремонт. Но никакого адекватного навыка не приобретается, куча всего по верхам. И материальная база есть, на сетях с реальными серверами работали. Но проблема ведь не в том, чтобы мы подключились к реальному серваку проводочком, а не к удаленному через порт. Дело в том, что мы не понимаем, зачем мы это делаем, не моделируется ситуаций, где мы что-то кому-то должны настроить для реальных задач. Лучше уж пережить ЕГЭ и поступать сразу в вуз. Тут хотя бы есть шанс углубиться в одну из изучаемых тем, которая тебе интересна», – объясняет он.
По словам доктора философских наук, профессора РГППУ Александра Кислова, среднее профессиональное образование в последние годы становится более востребованным. Скорее всего, эта тенденция сохранится и впредь.
«Организации очень разные и по оснащенности, и по педагогическому составу. Управленцы где-то сильные, где-то послабее. Ключевые моменты – это преподаватели и то, на что их ориентируют федеральные образовательные стандарты. Угнаться за тем, что востребовано в экономике здесь и сейчас, – тяжелая задача, но то, что назрел серьезный пересмотр этих ориентиров, – это точно. Ключ к тому, чтобы справляться с ситуацией, я вижу и в том, как готовят преподавателей и как им помогают быть современными с помощью программ дополнительного образования», – заключил Кислов.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский