Город-спутник Челябинска должен обрасти целой сетью велодорожек. Амбициозные планы в администрации Копейска озвучили еще в прошлом году. Место под первый «блин» уже определено: от городского парка до нового ФОКа. Проекта еще нет, а споры уже ведутся. Как участники процесса ищут компромисс – в материале «ФедералПресс».
Посмотреть «ногами»
Переговоры по велодорожке между копейскими активистами, чиновниками и проектировщиками из Уфы ведутся уже не первый месяц. В очередной раз все стороны договорились встретиться на месте и пройти трассу «ногами».
На точке сбора жители, двое на велосипедах. Разговор о том, что на место добирались по тротуарам, по дороге. Мимо в направлении парка в сторону велотрассы, также по тротуарам, проезжает группа подростков. «Семьями ездят даже с Новостройки. Дети садичного возраста вместе с родителями все это преодолевают, но реально безопасных дорог и тротуаров не хватает», – сетует руководитель городского совета родителей Андрей Горланцев.
Спортивная велотрасса в городском парке Копейска появилась благодаря победам копейских велисипедистов в российских соревнованиях. С тех пор на нее регулярно приезжают обычные жители, любители велоспорта. И часто возникают споры, пешеходы выходят на, по сути, проезжую часть спортивного объекта.
![]()
«Взять парк Химик. Мы не хотим, чтобы на велодорожке было так же. Очень важно, чтобы мы пешеходам не мешали, а они – нам. И мы, и они должны быть в безопасности – пусть между нами будет буфер», – предлагает копейчанка Полина Миронова.
Во время разговора к группе активистов присоединяются исполняющий обязанности начальника управления строительства Станислав Градобоев, начальник городской службы заказчика Илья Антонов и председатель собрания депутатов Копейска Евгений Гиске. Сообщают, что проектировщики идут с сетевиками с другого конца маршрута велодорожки, предлагают осмотреть въезд в парк и выдвинуться к ним навстречу.
Зачем позвали?
В парке ведутся работы по организации парковки. Градобоев сообщает, что велодорожка будет проходить здесь. Активисты делают замечание, что тогда нужно округлить углы. Как поворачивать?
![]()
Возникает вопрос и о пешеходном переходе. Пока его здесь нет. «Поставят светофор. Будет установлена дополнительная секция для пешеходов, пересекающих улицу Хохрякова на перекрестке с проспектом Победы, которые идут в парк. Здесь же будут пересекать проезжую часть велосипедисты, предварительно спешившись», – отвечает Антонов.
Тут же ведется разговор о велосветофоре – с отдельной фазой для велосипедистов, чтобы не спешиваться. Отдельной не будет, отвечают активистам. Настроение общественников начинает меняться. «А зачем нас позвали тогда? Если уже все решили», – резонно замечают они, но продолжают путь.
![]()
Доходят до остановки общественного транспорта: остановочный пункт явно будет находиться на велодорожке. «Или его можно перенести?» – спрашивают активисты. «Здесь не такое интенсивное движение. Ширины хватает и для парковки, и для остановки», – замечает Градобоев.
Парковки – еще один тревожный момент. Общественники предлагают сделать их параллельными, чтобы занимали меньше места.
![]()
Председатель собрания депутатов напоминает, что впереди по пути следования будут вынесенные далеко входные группы, магазины, киоск и более узкая часть тротуара. «Одна из главных задач – подружить пешеходов и велосипедистов, ну и, конечно, бизнес, который много лет стремился к первой линии проспекта, увеличивая квадратуру своих торговых помещений», – скажет Евгений Гиске позже.
Бордюр, перехватывающие парковки и зеленая зона
А пока начинаются замеры: сколько до ближайшей входной группы в магазин. Спорят, хватит ли двух метров для велосипедистов, или нужно больше, чтобы разъехаться. Спор чуть позже решают проектировщики.
![]()
«Бордюр – это у нас точка отсчета, от нее 2,5 метра – велодорожка, остальное тротуар. У нас есть СНИПы для двустороннего направления. Давайте начертим?» – предлагает Лариса Селиверстова.
Проектировщики специально приехали из Уфы сделать замеры и обговорить спорные моменты на месте, в Копейске.
![]()
Речь вскользь заходит и о перехватывающих парковках для велосипедистов. Александр Томилов – представитель общественности – рассказал, что об этом просят студенты. У них есть возможность доехать на двухколесном транспорте до основной магистрали, ведущей в Челябинск, а там пересесть на автобус, чтобы поехать в университет. Собравшиеся идею поддерживают.
«В школе № 48 сделали парковку для велосипедов. Сын приехал и говорит: мест не хватает, а там их 20, наверное», – приводит пример для «ФедералПресс» Томилов.
Участники встречи отмечают, что места для парковок нужно выбирать под камерами. Обещают вернуться к этому вопросу. А пока главный момент, которого и боятся общественники: совмещение тротуара и велодорожки.
![]()
В аргументацию идут стесненные условия для прокладки маршрута: парковки автомобилей трогать нельзя, деревья тоже. «Деревья все сохраняются. Мы готовы к любому развитию событий, но считаем наш вариант лучше. Мы можем в проект включить озеленение ближе к домам – зеленую зону», – уговаривает копейчан второй представитель проектного центра «ТехПроект» Олег Горячев.
Начинается очередной спор. Активисты, которые хотели бы отделить велодорожку подальше от тротуара, уже борются хотя бы за буфер – столбики или кусты. Чиновники ссылаются на то, что не смогут чистить разделенную надвое зону техникой зимой. Снова речь идет о безопасности. «Вы же понимаете, что люди будут ругаться, что велосипедисты забрали у них тротуар. Нужен буфер», – настаивают общественники. Проектировщики замечают, что разделение будет визуальным: для велосипедистов – асфальт, для пешеходов – плитка.
![]()
«Мы имеем право сделать дорожку с визуальным разделением, так как очень узкая часть», – утверждают они. Общественники вынуждены согласиться, но просят обратить внимание на опыт Москвы – сделать зону разделения более фактурной.
Когда эмоции улеглись, приходят к договоренности – обсудить проект на стадии трассировки после 21 июля. Проектировщики отправляются в Уфу, копейчане расходятся, так и не поняв, удалось ли найти компромисс, или это было вынужденное решение, без альтернативы.
![]()
Фото и видео: ФедералПресс / Виктория Ваулина, Полина Зиновьева


