В 2022 году, несмотря на отказ в сотрудничестве многих стран с Россией, на Дальнем Востоке продолжается работа по минимизации выделения углерода и сокращению использования топлива. Например, в Якутии, на Чукотке и Сахалине строят ветряные станции и солнечные батареи, а Владивосток хотят пересадить на электрокары. Как Дальний Восток внедряет последние разработки, чтобы сохранить экологию и ресурсы – в материале «ФедералПресс».
Ветряные станции
В этом году на полях ПМЭФ правительство Чукотки подписало соглашение с АО «НоваВинд» (дивизион ГК «Росатом»). До 2027 года в регионе будут строить ветропарки общей мощностью до 30 МВт.
Чукотка, как и все дальневосточные регионы, расположенные у моря, идеально подходит для использования альтернативной энергетики. Ветра дуют постоянно, и минимальные 6 м/с для работы ветряков будут гарантированно. Например, на побережье зимой скорость ветра в среднем 15 м/с, бывает и до 40 м/с.
Другое дело – перепады температур. На той же Чукотке бывает и + 30, и – 60 градусов. Так что ветропарки в регионе должны быть устойчивыми к таким перепадам.
Опыт в регионе по использованию ветряков есть. Ветроэлектростанция на 10 ветряков на Мысе Обсервации Анадырского района работает с 2002 года. Она питает Анадырь и поселок Угольные Копи. Мощность ветропарка в 2018 году зафиксирована на уровне 2 776 тыс. кВт*ч. Его признали эффективным и удачным экспериментом.
Солнечные батареи на полюсе холода
Еще один источник альтернативной энергии этим летом сдали в Якутии – солнечную электростанцию. В регионе с вечной мерзлотой, в городе на полюсе холода в России, в Верхоянске заработал автоматизированный энергокомплекс с использованием технологий ВИЭ. Он объединяет крупнейшую за российским Полярным кругом солнечную электростанцию, систему накопления энергии и модернизированную дизельную электростанцию. Минимальная температура, которую зафиксировали в Верхоянске – 67,8 градусов, при этом, солнечные батареи успешно питают город примерно полгода.
Мощность солнечной электростанции 1030 кВт, накопитель энергии мощностью 300 кВт и емкостью 1300 кВт*ч. Мощность модернизированной дизельной электростанции 2310 кВт. Дизели работают только зимой и осенью: лето и весну город проживает на солнечной энергии. Расход дизельного топлива таким образом сократится на 28 %, а это порядка 300 тонн в год. Всего в Якутии действует 21 солнечная электростанция: экономят дизель, берегут экологию и в разы снижают затраты на доставку дизеля в труднодоступные районы.
Искусственные осадки для тушения пожаров
Одна из главных проблем в регионах России – лесные пожары. Прошлый год стал рекордным по количеству пожаров и площади лесов, охваченных огнем. В 2021 году, по данным прокуратуры Республики Саха (Якутия) было 1,7 тыс. лесных пожаров на площади около 8 млн га. Дым дошел не только до столицы региона, Якутска, но и до Урала, Иркутской области и даже северо-востока Казахстана.
По поручению президента России Владимира Путина в 2022 году в Якутии начали проводить эксперимент по искусственному вызыванию осадков. Причина прошлогодних пожаров – рекордная жара и засуха, сухие грозы. Так что дожди, хоть и искусственно вызванные, должны предупредить распространение огня и потушить уже зародившиеся возгорания.
В этом году осадки вызывают с мая. Для этого в регионе работают три самолета-зондировщика: Як-42, Ан-30 и Ан-26 «Циклон». Первые два в основном работают на предупреждение, а вот «Циклон» используют при тушении.
Механизм вызывания осадков следующий: самолеты с устройствами для отстрела пиропатронов на фюзеляже поднимаются в небо. В облака выпускают составы с йодистым серебром. Через несколько часов начинаются дожди. Место вылета и отстрела им называют климатологи после оценки облаков: не каждое подходит для вызова осадков.
Эксперимент начался только в мае, но результаты уже есть: на начало июля в 2021 году было 853 пожара на площади 988 га. В этом году - 274 пожара на 122 га. Более того, один из самолетов запросили в Хабаровском крае: там обстановка с пожарами вышла из-под контроля.
Климатический эксперимент
К 2025 году Сахалинская область должна достичь углеродной нейтральности. Этот эксперимент стартует в 2022 году, и его результаты будут распространять на другие регионы страны.
Правительство области составило программу, в которой есть несколько блоков – в сумме они помогут сократить выбросы углерода и улучшить экологию. Например, за несколько лет область откажется от угля: котельные и дома переведут на газ. Кроме того, построят несколько ветропарков не только на Сахалине, но и на Курилах. Вместе с ветряками добывать электричество будут с помощью солнечных электростанций.
Еще один шаг к осознанному потреблению природных богатств – введение раздельного сбора мусора и его переработка. Отказ от свалок снизит выбросы в атмосферу метана. Вместе с этим в области увеличивают количество экологичного транспорта: на газе и электричестве. Например, владельцам электрокаров уже отменили налоги, по области строят станции подзарядки: к концу 2025 года на острове должна появиться тысяча зарядных станций, 10 тысяч электрокаров и более 98 тысяч авто на газе.
Кроме того, бороться с углеродом будут с помощью проекта по улавливанию, хранению и использованию углекислого газа. Будут восстанавливать и леса: за пять лет – на 18,1 тысячи гектаров.
Электротранспорт во Владивостоке
Город автомобилистов хотят хотя бы частично освободить от машин. Администрация Владивостока разрабатывает проекты для популяризации общественного транспорта: делают выделенные полосы, платные парковки, закупают трамваи и электробусы. Этим летом мэр выступил с заявлением о том, что трамвайные пути пройдут модернизацию.
Еще один шаг для популяризации электрокаров во Владивостоке – массовое строительство зарядных станций. По данным оператора, Русгидро, во Владивостоке таких станций девять, еще 15 – по краю. Парковка у тех зарядных станций, которые установят в зоне платной парковки, будет бесплатна для владельцев электрокаров.
Наконец, попытка приучить жителей Владивостока к использованию электрокаров – запуск каршеринга от «Соллерс» и Русгидро. Все машины в парке с электродвигателями. Если будет популярность – сервис пойдет в другие регионы.
Фото: Nikolay Gyngazov / Russian Look / globallookpress.com
ESG-развитие