После введения западных санкций сибиряки активно развивают свой бизнес. В это непростое время запускают немало, в том числе социально ориентированных, проектов. Так в Новосибирске открылась первая инклюзивная кофейня «Шарлотка», где бариста работают люди с ментальными особенностями.
Ребята с синдромом Дауна учатся принимать и разносить заказы и варить кофе. Это помогает им лучше социализироваться и быть самостоятельными. Основательница заведения Анастасия Говорова рассказала «ФедералПресс» о проекте и поделилась планами на будущее.
Новые возможности
Расскажите, как возникла идея создать кофейню с привлечением работников с особенностями?
— У меня образование связано с информационными системами в экономике. Долгое время работала по специальности, сделала хорошую карьеру в банковском бизнесе, затем работала в сегменте IT и маркетинга, делала программы лояльности для предприятий России. Потом ушла в свои проекты, стала стратегическим тренером и коучем. Но открытие своей кофейни было моей давней мечтой.
Я сама кофеман, изучаю кофейную культуру города уже 20 лет со времен студенчества. Тогда как раз написала курсовую – свой первый бизнес-план по открытию кофейни. Просчитала тогда все затраты и пришла к выводу, что проект окупится за полгода. С тех пор, как ни странно, цены на кофе не сильно изменились. При этом я наблюдала как бренды приходят и уходят, а кофе портится. И тогда решила, что хочу свою кофейню, чтобы у меня всегда был вкусный напиток под рукой.
Мой партнер и по совместительству жених Сергей Лиджиев услышал про мою мечту и поддержал меня. Без него бы ничего не вышло. Я изучила этот район подробнее и поняла, что здесь нет такого места, где людям было бы приятно посидеть и попить кофе. Рядом есть бузная, блинные, продают шаурму, работает ресторан, но там нет напитков на основе эспрессо.
Сергей занимается созданием экосистемы для особенных людей, он – основатель компании, которая разрабатывает гаджеты для людей с аутизмом. Он предложил брать на работу ребят с особенностями. Я сначала была удивлена, долго обдумывала идею, тестировала, присматривалась. А затем меня это очень вдохновило.
Как разработали интерьер и концепцию заведения?
— Это все сделали своими руками. Сборная солянка из того, что удалось купить на собственные средства и средства соцконтракта. Что-то делал будущий муж, где-то знакомые и друзья помогли. Недавно мама одного из особенных ребят – дизайнер – предложила помочь с доработкой интерьера. На фасаде планируем граффити расписать. Для этого будем запускать краудфандинговоую кампанию – аукцион, где люди смогут купить лот. Например, чашку кофе, именной стол или стул, брошку, кофейные мешочки.
Сколько времени ушло на то, чтобы реализовать проект? Сколько денег и сил?
— Мне, кажется, мы с Сергеем до сих пор приходим в себя и у нас до сих пор есть что доделывать, мы постоянно что-то улучшаем. Идея пришла в середине марта этого года, в апреле мы стали искать ребят, за месяц обучили и в мае сняли помещение, где начали делать ремонт. 4 июля был технический запуск, 12-го – торжественный. Затратили на все 500 тысяч, часть из них благодаря средствам соцконтракта.
У нас хорошие отзывы, к нам приходит много гостей, но пока мы не вышли на точку безубыточности. В августе планируем решить этот момент. Но для этого нам сейчас очень важно сделать яркий фасад. Место здесь хорошее с точки зрения клиентопотока. Рядом фабрика «Синар», филармония, минкульт, много пешеходного трафика.
В чем уникальность проекта?
— Мы видим ее в трудоустройстве и популяризации ребят с ментальными особенностями. Благодаря этому они лучше социализируются в обществе. Учатся быть самостоятельными. Для нас важно сделать что-то хорошее и доброе в мире.
Вы – экологически-ответственное предприятие?
— Собираем и сдаем на переработку пластиковые отходы, стараемся минимизировать потребление пластика. Например, используем не одноразовую посуду. Планируем в ближайшее время запустить акцию «Кофе в свою чашку». Посетители смогут прийти со своей чашкой и получить за это скидку. Также планируем выставить на продажу витрину с термокружками, чтобы люди могли купить понравившуюся.
Слаженная работа
Как вы подбирали персонал?
— Не все ассоциации пошли нам навстречу, а ассоциация «Общество Даун Синдром» согласилась с нами сотрудничать. Мы встретились с родителями и ребятами. Часть из них живо откликнулись на нашу идею, мы сделали пробное занятие, чтобы посмотреть, насколько они с физической точки зрения готовы варить кофе и насколько им это нравится. Затем обучили в школе-ресторане бизнеса «Бостон» за один месяц. Это было за счет собственных средств.
Сколько особенных ребят трудится в кофейне сейчас? Что входит в их обязанности?
— Ребята нам попались активные – не сидят перед телевизором. Некоторые из них уже где-то работают, играют в театре, участвуют в спортивных мероприятиях.
Сейчас на стажировке у нас четверо человек с синдромом Дауна. В будущем планируем также принимать работников с аутизмом. Стажировка проходит длительное время, так как нужно сформировать устойчивый навык для того, чтобы варить кофе. Нюансов много, мелкие недочеты могут испортить напиток. Поэтому наши ребята месяц учились, а сейчас стажируются. С 1 августа планируем их трудоустроить.
Есть ли какие-то трудности у ребят при обучении и трудоустройстве?
— Нужна привычка к гостям. Например, на стажировке в учебном классе они привыкли к кофе-машине и звукам кофемолки, а когда гости пошли – разволновались, начали ронять холдер. Нужно сформировать привычку, что постоянно приходят люди и им нужно сварить кофе. Человек привыкает ко всему, в том числе с синдромом Дауна. Кроме того, они не будут работать целый день – у них посменный график по два часа. Это поможет им не уставать. Также здесь оборудована зона отдыха. Думаю, все будет в порядке. У них вторая группа инвалидности, есть особенности фокусировки, речь не очень членораздельная, но для функции помощника бариста и для реализации задачи варить кофе они готовы, им это нравится, и это здорово. Для общения с гостями и отработки возражений у нас есть управляющий с функциями старшего бариста и старший бариста. Они курируют ребят на всех этапах.
Планы на будущее
В последнее время власти поддерживают малый бизнес. Вы успели воспользоваться мерами поддержки. Были ли трудности?
— Я бизнес-тренер для предпринимателей, стратегический коуч и сотрудничаю с центром «Мой бизнес», провожу там мастер-классы. О мерах господдержки знаю не понаслышке. Соцконтрактом может воспользоваться любой предприниматель, просто нужно правильно все оформить и написать бизнес-план, а центр рассмотрит и примет решение. Возможно, что есть сложности при заполнении форм. Но я рассматриваю это как испытание для предпринимателей – если ты можешь просчитать свой бизнес, он жизнеспособен. Не можешь – иди учись.
В будущем в планах оформить кофейню как социальное предприятие. Тогда будут действовать преференции, налоговые льготы, но мы не делаем на этом акцент. Кофейню в принципе можно оформить на систему налогообложения «патент» и не платить налоги. Поэтому льготы не являются для нас существенными и приоритетными.
Есть ли какие-то трудности в связи с новыми экономическими условиями?
— Я работаю с реальным бизнесом с 2009 года и ни разу не было спокойного времени – то карантин и пандемия, то кризис, то санкции. В какой-то момент я поняла, что это норма жизни в нашем государстве – когда ты адаптируешься к условиям.
При этом кофейня – очень устойчивый бизнес. Если вновь объявят карантин, мы сможем торговать напитками на вынос. Люди в любые времена будут покупать какие-то вещи – одежду, еду, продукты, кофе.
Есть конечно моменты, которые можно было изменить. Например, если бы мы затеяли все в феврале, у нас было бы больше финансовых возможностей, но как говорится, ребенок появляется тогда, когда нужно.
Также сталкивались с разными неожиданностями неприятными. Например, тариф на интернет для ИП оказался в четыре раза дороже, чем для физлиц, за аренду кофемашины с нас без предупреждения потребовали сразу за несколько месяцев. Но это все мелочи.
Была неприятно удивлена, когда столкнулась с хейтингом в интернете. Люди смеялись и отпускали грубые шутки в наш адрес и в адрес особенных ребят. Но к счастью, в жизни, тут, в кафе такого нет, только в виртуальном пространстве.
Какие планы на будущее?
— Присматриваем помещение под вторую кофейню, есть также запрос на открытие заведений в Москве и Волгограде. От двух местных кофеен есть запросы на инклюзивных помощников бариста. То есть, после того, как ребята пройдут обучение и стажировку у нас, они смогут найти работу в других заведениях. Наша кофейня – это еще и тренировочная площадка. Есть запрос на проведение тут различных мероприятий, и у нас есть для этого возможности и потенциал. Часто у нас собираются мамы детей с ментальными расстройствами, также планирую тут проводить игры по финансовой грамотности. Изначально задумывала проект как открытое пространство.
Что бы вы пожелали другим начинающим предпринимателям?
— Не бояться и просчитывать все риски. На любой риск нужно иметь ответ – что делать в том или ином случае.
Фото: ФедералПресс / Анастасия Теплякова, предоставлено Анастасией Говоровой