Закрытое небо на юге России привело к поиску новых вариантов развития отрасли, в том числе в условиях санкций по направлению импортозамещения. При этом аэропорты пока обещанные средства не получат. «ФедералПресс» разбирался, есть ли выход из сложившейся ситуации.
Минфин не согласовал предложенный Минтрансом и Росавиацией проект по выделению 10 млрд рублей субсидий аэропортам, которые оказались закрытыми на фоне потенциальных угроз на фоне проведения специальной операции. Работа по документу продолжается, так как у воздушных гаваней «все не так уж и плохо», отмечают источники.
Президент России Владимир Путин провел совещание по развитию авиационной отрасли, где напомнил о мерах поддержки.
«Первоочередные меры поддержки воздушных перевозок мы согласовали в конце марта на соответствующем отраслевом совещании. В частности, было принято решение по компенсации авиакомпаниям части стоимости авиабилетов на внутренних рейсах. Сделали это, чтобы, прежде всего, поддержать наших людей, чтобы объективно возникающие трудности компаниям не пришлось перекладывать на плечи пассажиров, решать свои проблемы за их счет. На реализацию этой меры правительством к настоящему моменту выделено 100 миллиардов рублей – приличные деньги», – прокомментировал глава государства.
Владимир Путин обратил внимание, что нужна экономическая модель, при которой будут учтены интересы наших граждан в части доступности и удобства перелетов. Одним из вариантов рассматривается малая авиация, которая при действующей системе ушла на второй план.
Проблемы существуют
Малая авиация, несмотря на множество разговоров о необходимости развития, имеет множество проблем. На данный момент, как отмечают аналитики, легкие воздушные суда не выполняют коммерческих перевозок, лишь авиационные работы. Например, медицинская перевозка, проверка состояния нефте- и газопроводов, перевозка грузов и сельхозработы.
Проблема в том, что требования к небольшому вертолету со стороны государства схожи с теми, которые предъявляются в адрес лайнера. Соответственно, желающему развить эту отрасль коммерсанту придется содержать соотносимый с серьезной авиакомпанией штат, выполнять требования и проводить мероприятия.
Если утрированно, то человек сейчас не может по закону спокойно перелететь из Краснодара в Ейск, так как перевозчику ему необходимо будет выдать билет, что требует целого ряда согласований и документации.
Отдельно выделяется и проблема обучения частных пилотов, которыми раньше занимались филиалы ДОСААФ в регионах, а сейчас центры есть в Москве и Омске, и стоимость составляет примерно миллион рублей.
Председатель кубанского отделения ДОСААФ Борис Левитский считает, что край по своим климатическим условиям благоприятен для развития отрасли, в том числе и в части грунтовых аэродромов. Одну такую полосу планируют открыть рядом с комплексом «Абрау-Дюрсо».
Но Борис Левицкий подчеркивает, что пока малая авиация используется для сельскохозяйственных работ, а вот массовое использование для перевозки пассажиров – непростая задача, которую строго регулирует Росавиация, а при выполнении всех требований себестоимость перелета получается высокой.
Нужна малая авиация или нет?
Экономист Роман Иноземцев считает, что малая авиация имеет смысл там, где у нее нет альтернативы: большие расстояния и низкая плотность дорог.
«Под эти критерии подходит Сибирь и Дальний Восток. Для более населенных районов страны малая авиация применима слабо: ей придется выдерживать конкуренцию с более традиционными видами транспорта, чья работа отлажена. И что самое важное, здесь малая авиация не сможет предложить чего-то эксклюзивного. Иными словами, все задачи, которые решает она, могут выполнить другие виды транспорта. Поэтому зачастую малая авиация сводится до блажи состоятельных граждан. Перспективы ее коммерческого использования для перевозки людей выглядят очень туманно. У нас авиация активно используется в экономике, прежде всего, сельском хозяйстве, где самолеты применяются для обработки полей. И то здесь очевидна перспектива вытеснения традиционных аппаратов беспилотными, хоть и не везде», – подытожил Роман Иноземцев.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева