В Югре показатели розничной и оптовой торговли по итогам прошлого года превысили не только пандемийные, но и допандемийные значения. Тюменские статисты зафиксировали рост как в физическом, так и в финансовом выражении. Однако в ближайшем будущем ситуация может кардинально измениться из-за санкций. Чиновники и бизнес дают неутешительные прогнозы. Когда эксперты ожидают падения показателей в этом секторе экономики – в материале «ФедералПресс».
Торговля растет
Тюменьстат опубликовал свежую статистическую информацию о торговле в Югре. Отрасль показала существенный рост по итогам прошлого года. По данным ведомства, индекс физического объема оборота розничной торговли в округе по итогам 2021 года составил 107,1 %. Для сравнения, в предыдущем ковидном году он составлял 92,6 %, а в допандемийном 2019-м – 101 %.
Оборот розничной торговли в финансовом выражении также подрос и достиг в прошлом году 489,8 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом рост составил 55,9 млрд, с 2019 годом – 52,3 млрд рублей.
Индекс физического объема оптовой торговли в процентах к предыдущему году составил 103 %. Он выше показателя 2020 года на 1,1 %. Оборот оптовой торговли в 2021 году достиг 555,8 млрд рублей. Это больше оборота предыдущего года на 100,8 млрд, а 2019 года – на 94,9 млрд.
«Рост оборота розничной торговли обусловлен увеличением покупательской способности населения, а именно ростом реальных денежных доходов населения (в 2021 году на 100,6 % по сравнению с 2020 годом)», – объяснил «ФедералПресс» замдиректора департамента экономразвития Югры Владимир Утбанов.
По его словам, на рост повлияло снижение уровня безработицы в округе в шесть раз за эти два года – с 3 до 0,49 %. Оказало влияние на рынок увеличение количества стационарных торговых объектов (с 6 570 в 2020 году до 6 718 в 2022 году) и ввод 18,6 тыс. квадратных метров новых торговых площадей.
Председатель югорского отделения «Деловой России» Татьяна Жигулина в беседе с «ФедералПресс» отметила, что рост в сфере торговли и высокий покупательский спрос наблюдается и в 2022 году.
«Люди боятся, что кончится товар, к которому они привыкли, и многое берут впрок, начиная с сахара и заканчивая одеждой и обувью. Идут распродажи известных брендов, которые уходят с рынка, например, ИКЕА, H&M и др. Люди привыкли к определенным товарам и буквально скупают их. Это просто паника какая-то. Произошло увеличение спроса из-за распродажных цен и ожидания того, что привычные товары пропадут», – пояснила эксперт.
Санкционный провал
В текущем году внешние и внутренние экономические реалии более сложные, чем в период пандемии. Учитывая беспрецедентную санкционную политику, применяемую в отношении России из-за спецоперации, позитивного прогноза в сфере торговли на ближайшие несколько лет не дают как окружные чиновники, так и бизнес.
«В 2022–2023 годах ожидается снижение объема оборота розничной торговли в результате снижения платежеспособного спроса, высокого инфляционного давления, массового закрытия торговых объектов иностранных компаний, ушедших из России в связи с введенными санкциями», – предрекает Владимир Утбанов.
Однако, по ожиданиям депэкономразвития региона, в 2024–2025 годах произойдет стабилизация и незначительное увеличение оборота розничной торговли за счет восстановления покупательской способности населения – роста реальных доходов и зарплат. Также выровнять ситуацию, по прогнозам экономистов округа, помогут снижение безработицы и рост числа объектов торговли в связи с постепенным замещением ушедших с рынка России иностранных торговых компаний отечественными.
Как отметил Владимир Утбанов, за основу прогноза социально-экономического развития Югры до 2025 года взят базовый вариант, в который заложена проактивная экономическая политика страны. Она предполагает реализацию всего комплекса мер по поддержке экономики, включая программы льготного кредитования, снижение ключевой ставки Банком России.
«Указанные меры позволят не допустить трансформацию структурного кризиса в циклический. Экономика может адаптироваться к новым условиям и перейти к восстановительному росту», – считает Утбанов.
Бизнес также прогнозирует падение экономических показателей в сфере торговли. Предпринимателям лишь остается надеяться, что принимаемые властью меры для восстановления экономики сработают.
«Какое-то время будет провал, потому что нужно будет перестроить всю экономику на импортозамещение, мы это прекрасно понимаем. Думаю, в течение года иностранные бренды распродадут свои активы и остатки товаров, а дальше, если наша экономика успеет за год перестроиться, то спрос выровняется. Но надо, чтобы наша экономика заместилась, как это нам обещают», – пришла к выводу Татьяна Жигулина.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева