«Евраз», считающийся лидером черной металлургии России, словно преследует злой рок. У него упали продажи стальной продукции, прибыль уменьшается, он не может расплачиваться по своим облигациям. Что происходит с некогда привлекательной для инвесторов компанией, разбирался «ФедералПресс».
Деньги есть, транзакций нет
Попавший три месяца назад под санкции Великобритании «Евраз» пытается теперь решить связанную с ними большую проблему: ему надо изменить условия купонных выплат по своим долларовым облигациям, чтобы их владельцы вовремя получили причитающиеся им средства.
«Евраз» должен провести две выплаты нынешней осенью (в сентябре и октябре), однако он не может этого сделать, пока не получит специальную лицензию (по сути, разрешение) в Управлении по применению финансовых санкций Великобритании. «Евраз» уже подал заявку на ее получение и надеется на положительное решение ведомства.
Ко вторнику, 9 августа, сотрудники «Евраза» должны составить реестр владельцев облигаций, срок погашения которых истекает в ближайшие два года. Потом он предложит скорректировать порядок выплат, чтобы облегчить получение денег без всякого риска для них.
«Если договориться ни с кем так и не удастся, то после наступления срока выплат у компании появится еще один месяц на их осуществление, после чего наступит технический дефолт. Последствия прежде всего заключаются в снижении рейтинга и оттоке инвестиций», – прогнозирует Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.
Во всем виноват рубль
Вообще сегодня покупать ценные бумаги «Евраза» крайне невыгодно. Его акции раньше «крутились» на Лондонской фондовой бирже, но торговля ими прекратилась в марте текущего года. Провести же их листинг (регистрацию) на Московской бирже без согласия государственных органов Великобритании компания не может.
Финансовые результаты «Евраза» за январь-июнь 2022 года тоже не очень-то радуют инвесторов. Его выручка, как ни удивительно, выросла на 31 % (относительно уровня аналогичного периода 2021 года) – до 8,1 млрд долларов, зато чистая прибыль рухнула в 202 раза (!) до 6 млн долларов. Чистый долг «Евраза» сократился на ничтожные 136 млн долларов – до 4 млрд долларов. Проще говоря, почти не изменился.
В пресс-релизе «Евраза», посвященном итогам его работы в первом полугодии, генеральный директор Алексей Иванов пожаловался на падение спроса на сталь, усиление конкуренции (понятное дело, без соперников жить было бы легче), укрепление рубля (очевидно, сильные доллар и евро ему все-таки милей) и др.
«Геополитическая напряженность, растущее экономическое давление и санкции продолжают формировать операционную среду «Евраза» во втором полугодии 2022 года, тем не менее мы адаптируем наш бизнес к новой реальности и работаем над выполнением обязательств перед клиентами, поставщиками и сотрудниками», – прокомментировал он.
По мнению отраслевых экспертов, «Евраз» подвела чрезмерная зависимость от продаж за пределами России, сыгравшая с ним плохую шутку: снижение отгрузок за рубеж не может не сказаться на загрузке его металлургических комбинатов.
«Евраз» больше остальных металлургических компаний был ориентирован на экспорт в страны Европейского союза. На внутренний рынок он поставлял только 39 % продукции, остальное шло на экспорт, причем, практически весь экспорт шел в Европейский союз. На китайском рынке в данный период времени преобладал «медвежий» настрой из-за пандемии Covid-19. А на внутреннем рынке в текущем году упал спрос из-за спада объемов производства в машиностроении. Снижение же мировых цен на сталь понизило маржинальность бизнеса», – отметил Владимир Чернов.
Вниз и еще ниже
Проблемы «Евраза» заставляют его топ-менеджеров пересматривать графики ранее намеченных инвестиционных проектов. Например, модернизация рельсобалочного стана на «Евраз НТМК» продлена на целый год – возникли сложности с закупками и доставкой дорогостоящего иностранного оборудования.
Проект создания литейно-прокатного комплекса на «Евраз ЗСМК» подвисает: холдинг изучает варианты его финансирования и реализации, но строительство в Тульской области завода «Евраз Узловая» по выпуску чистого ванадия пока не прекращено. Точно также обстоят дела с сооружением нового рельсового стана на американском предприятии Evraz Pueblo.
Напротив, о строительстве в Свердловской области совместного с «Рейл Сервис» завода по производству 200 тыс. железнодорожных колес в год «Евраз» предпочитает помалкивать, хотя он планировал его запуск в нынешнем году. Вероятно, открытие может не состояться – на сети РЖД полно простаивающих порожних вагонов, и менять им всем колеса сегодня смысла нет.
Впрочем, отраслевые эксперты не видят предпосылок для прекращения функционирования металлургических предприятий «Евраза», допуская лишь скромный спад выпуска их продукции.
«Полной остановки ожидать не стоит, возможно, немного снизят объемы производства. На данный момент они просто отодвигают сроки своих инвестиционных программ, аккумулируя финансовые средства», – предположил Владимир Чернов.
Однако согласиться с ним нельзя – спад загрузки «Евраза» может в реальности оказаться очень сильным. И причина – фокус на выпуск сортового проката, применяемого исключительно в строительстве. Оно, в свою очередь, чувствует себя неважно: если жилищная и дорожная стройка шевелится, благодаря государственной поддержке, то коммерческая и промышленная просто-таки «заледенела».
На лето обычно приходится пик строительного сезона, и цены на металл находятся на пике. Но сегодня все наоборот – арматура, балка, швеллер дешевеют. Осенью будут уменьшаться темпы стройки, заказы на сталь сократятся, и цены могут продолжить курс на уменьшение. А значит, загрузка комбинатов и рудников «Евраза» пойдет под откос, его рентабельность исчезнет.
Переориентировать экспорт с Европы на Азию будет очень трудно – там за последние годы появилось много новых производителей стального проката, да и местные покупатели будут требовать значительных скидок. Так что, похоже, совсем рукой подать осталось до остановки карьеров, доменных печей, прокатных станов и отправки горняков и сталеваров в вынужденный простой. И это в лучшем случае…
Фото: freepik.com