Глава ЦИК России Элла Памфилова заявила, что Запад выделяет огромные средства на то, чтобы сорвать выборы в России, которые запланированы на 11 сентября. В Краснодарском крае и Северной Осетии будут выбирать региональные парламенты, также пройдет много муниципальных кампаний. «ФедералПресс» разбирался, может ли Запад сорвать выборы или же использовать их себе во благо.
По мнению ряда экспертов, заявление главы ЦИК России Эллы Памфиловой о потенциально возможном вмешательстве Запада в выборы 2022 года может служить еще и лишним напоминанием о том, что кампания состоится, несмотря на международную обстановку.
«Сложно сказать, знает ли о них Запад, который выделяет деньги, но борьба на местах идет нешуточная... Главное следствие тому – очередная волна слухов о том, что политические партии в том виде, в котором существуют сейчас, доживают последние дни», – обращает внимание обозреватель Дмитрий Дризе.
Политолог Ольга Грабовец обращает внимание, что попытки срыва выборов в России со стороны Запада – это далеко не новость, но кампания 2022 года имеет отличия.
«В первую очередь, сократились возможности влияния на организацию и ход выборов благодаря принятым за последние годы законам. В России не появились никакие новые инструменты мощного и реального воздействия на выборную кампанию извне. Многие протестные проекты давно сдулись, а их сторонники расположились на просторах Еревана, многие признаны иностранными агентами», – напоминает Ольга Грабовец.
При этом локальные провокации и диверсии не исключаются, обращает внимание эксперт, здесь стоит задать вопрос, а стоит ли игра свеч. Основной целью, по ее словам, Запада ожидаемо станут события 2024 года, и подготовка будет вестись именно к ним.
«Вряд ли большие силы будут брошены на кампанию в североосетинском парламенте или на выборы главы N-ного сельского поселения Кубани. Поэтому, ссылаясь на провокации западных агентов, главное не переборщить», – подытожила Ольга Грабовец.
Политолог Андрей Кошик считает непонятным, что именно Элла Памфилова понимает под «срывом выборов» и как он, собственно, осуществим.
«Члены движения «Голос*» (включено в список иноагентов) будут диверсии на участках устраивать? Нэнси Пелоси прилетит следить за голосованием в Хакуринохабльском сельском поселении? «Джавеллинами» обстреляют УИК в поселке Глубокий? Пока единственное, что срывает выборы, это административные барьеры в регистрации независимых кандидатов, способных вести настоящую кампанию и привлечь на участки своих избирателей. Свежий пример – в Северной Осетии сняли список партии «Новые люди», – считает Андрей Кошик.
Он обращает внимание, что, возможно, Элла Памфилова считает срывом выборов организацию действительно независимого наблюдения или публикаций о жестком административном ресурсе в ходе агитационных кампаний, на который целиком зависящие от чиновников местные избиркомы закрывают глаза.
«С каждым годом и того, и другого становится все меньше. Во-первых, и реальное гражданское общество, и желание СМИ писать правду о выборах, фактически сведены на нет. Во-вторых, интерес за живую борьбу пропал у самих кандидатов и партий. Если даже внутри России интерес к муниципальным выборам отсутствует, что говорить о весьма сомнительном интересе к ним со стороны условного Запада. А еще недавно такой интерес был – в Краснодарский край регулярно приезжали наблюдатели из ОБСЕ. Но вряд ли публикуемый ими исключительно для западных спустя несколько месяцев после выборов итоговый доклад мог как-то повлиять на волеизъявление кубанцев», – подытожил Андрей Кошик.
Политолог и автор канала «КАК-ТО ВОТ ТАК» Анатолий Спирин считает, что Запад знает о региональных выборах, а в период специальное военной операции зарубежные спецслужбы пристально следят за внутренней повесткой в России.
По мнению эксперта, выборы уровня регионального парламента или губернаторов – то, что тщательно контролируется правительствами, а также спецслужбами, поэтому Западу они не так интересны, особенно с учетом зачистки по законодательству в части ограничений и иноагентов, например.
«Для Запада, наверное, интереснее выборы минимального уровня, потому что там контроль немножко слабее. Да и ресурсов для победы, в том числе по голосам или финансам требуется поменьше», – считает Анатолий Спирин.
Политолог подчеркивает, что Запад понимает, центральная власть достаточно крепка, она имеет четкую вертикаль, соответственно, на крупные региональные выборы вилять не сможет.
Эксперт обращает внимание, что Западу сейчас могут быть интересны «игры вдолгую», например, городского уровня, муниципального образования, так как на таком уровне можно незаметно проводить финансирование.
«Северная Осетия в этом году представляет особый интерес для властей страны. Несмотря на спецоперацию на Украине, фокус внимания от этого региона не уходит, соответственно, здесь борются за то, чтобы выборы прошли успешно, спокойно и легитимно. Это стратегически важный регион, как и Краснодарский край», – считает Анатолий Спирин.
«По итогам сказанного делаем оптимистичный вывод о том, что политическая жизнь в России не только не умерла, а даже бьет ключом. Более того на предстоящих выборах возможны сюрпризы, о чем ясно дает понять Элла Александровна. Причем, можно высказать робкое предположение, что причиной тому будут не только действия «проклятого» Запада. Хотя, конечно, он не спит и продолжает строить козни», – подытожил Дмитрий Дризе.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
*Движение «Голос» включено Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Выборы-2022