Пожалуй, мало кто не мечтал в детстве работать в авиации: романтика полетов, новые страны и города, престиж профессии. И если для того, чтобы стать пилотом, нужно обязательно получить специальное образование, пройти подготовку и набрать налет часов – и все это не за один год, то для бортпроводников условия более щадящие. Стюардесса Анастасия Бабушкина, работающая в бизнес-авиации, рассказала «ФедералПресс» об особенностях своей профессии, а также о проблемах, с которыми бортпроводники сталкиваются в нынешних условиях.
Как я пришла в авиацию
Я летаю уже больше шести лет. В моей семье никто не был связан с авиацией, это была совсем новая сфера для меня.
Как и многие, я получила высшее образование, мне хотелось самореализации, увидеть красоту мира своими глазами, хотела, чтобы работа была интересна. И нашла то, в чем я могу себя реализовать. Пришлось совмещать работу и обучение – днем работала, а по вечерам училась.
О требованиях к бортпроводникам
Бортпроводником может стать любой человек без видимых шрамов и татуировок, с хорошим здоровьем, без хронических заболеваний и со знанием иностранного (чаще всего английского) языка.
Ограничений по возрасту нет, приветствуется наличие образования. Но практика показывает, что после 30-ти устроиться сложнее.
Как правило, собеседование проходит в несколько этапов, обязательным условием является проверка службой безопасности.
Если кандидат проходит все этапы, его ставят в тестовый рейс, и определяющее решение выносит сам владелец борта.
Если все прошло успешно, его принимают на работу с испытательным сроком.
О популярности профессии
Не думаю, что профессия теряет свою популярность. Хотя в нынешней ситуации многие мои коллеги потеряли работу, кто-то перешел в другую сферу.
Стюардами и стюардессами стремятся стать чаще молодые люди – они амбициозные, с хорошим здоровьем, у них много сил и планов на будущее.
Об особенностях работы в бизнес-классе
Работа на бизнес-джете более организаторская и творческая, у бортпроводников бизнес-авиации есть много дополнительных функций – заказ питания, исходя из предпочтений пассажиров, индивидуальный подход, закупка посуды и текстиля для борта, оформление салона, закупка косметики и всего необходимого для выполнения рейса.
Уборку салона мы чаще всего делаем сами. А в остальном, как и в гражданской авиации – обеспечение безопасности и высокого обслуживания рейса. Также есть разница в графике работы – обычно это две недели через две.
О зарплате
В разных компаниях могут быть разные условия исходя из графика, налета и предпочтений владельца.
Если ты работаешь одна полную смену весь месяц, зарплата будет выше, вне зависимости от того, новичок ты или ветеран. Но опыт всегда приветствуется – работа требует определенных навыков, скорости работы.
Есть разные типы самолетов, и работа на них различается. У более опытного бортпроводника будет больше преимуществ и, скорее всего, предпочтут его.
Но в своей компании я с дефицитом кадров не сталкивалась.
Об экстренных ситуациях
Поломки случались, но на безопасность посадки они не влияли. Я в целом не боюсь каких-то чрезвычайных ситуаций. Один раз нам не разрешали посадку в одном из аэропортов из-за погодных условий, и мы кружили над городом в грозу в течение 1,5 часов.
О страхе полета и его преодолении
Кому-то помогает аутотренинг, кому-то – травяной чай или бокал вина, кому-то – приятная музыка. Все индивидуально.
Я по натуре спокойная, моя работа научила меня принципу в «аварийных ситуациях»: в любой ситуации нужно осмысленно, с холодной головой оценить пространство вокруг себя и в первую очередь понять, насколько ты сама в безопасности. Тогда уже принимать решения и помогать другим.
Хотелось бы пожелать всем уверенности в своих силах, идти за своими целями, не бояться реализовывать свой потенциал.
Фото: ФедералПресс / Полина Петренко, предоставлено Анастасией Бабушкиной