Top.Mail.Ru
Общество
Ставропольский край
0

Антиприватизация в Ставропольском крае: кому достанутся курорты

Губернатор Владимир Владимиров
Решение суда получило широкое обсуждение

Суд удовлетворил иск Генпрокуратуры РФ об обращении в доход государства 34 санитарно-курортных учреждений Кавминвод. Пытаемся разобраться в конфликте и понять, пройдет ли антиприватизация в других курортных регионах. Более подробнее о целесообразности такого решения суда рассказали «ФедералПресс» эксперты.

Генеральная прокуратура России выиграла суд у профсоюзов Ставропольского края о праве собственности на санатории Кавминвод. Главными ответчиками по делу были Федерация независимых профсоюзов России, Федерация профсоюзов Ставропольского края и ООО «Курортное управление». Помимо этого, ответчиками выступили более ста собственников, которые участвовали в незаконном приобретении зданий. Руководитель Центра общественно-политической экспертизы «СТАВ_ЭКСПЕРТ» Сергей Кулагин рассказал, насколько решение суда правомерно, и поможет ли апелляция от ФНПР повлиять на исход событий.

«Решение суда двоякое. С одной стороны, часть объектов, действительно, разошлась среди семей лидеров профсоюзов и восстановить справедливость было необходимо. С другой стороны, в список попали объекты, которые за эти годы превратились из ветхих построек в полноценные курорты. Что касается апелляции от профсоюзов, она не изменит ход дела. Поддержки со стороны населения у лидеров профсоюзов давно уже нет, поскольку они на протяжении долгих лет выкачивали себе огромные средства», – считает Сергей Кулагин.

Началом конфликта Генпрокуратуры РФ и ФНПР можно считать 2019 год. Все началось после заявления председателя Совета Федераций Валентины Матвиенко, которую возмутило то, что профсоюзы практически сразу стали распродавать курортную собственность, которую им дало государство во время приватизации. Она предложила подробнее разобраться с ситуацией и выяснить, сколько из приватизированных объектов были проданы, и куда пошли вырученные средства. Лидеры профсоюзов довольно оперативно и жестко ответили. Они заявили, что ФНПР распоряжается и владеет имуществом с 1992 года, а Совфеду порекомендовали ознакомиться с процедурой ваучерной приватизации, которая проходила 30 лет назад.

«Валентина Матвиенко вместе с Владимиром Владимировым хотят превратить КМВ в событийный туризм. Это в корне неверно. КМВ – это, в первую очередь, бальнеологический курорт, направленный на профилактику здоровья. Не зря раньше это называлось здравницы. Важно сохранить лечебные свойства курортов. Политика нынешнего губернатора преследует совершенно другие цели. Событийный туризм более прибыльный, но здоровье людей важнее», – пояснил Сергей Кулагин.

Спустя несколько лет разбирательств суд пришел к выводу, что ответчиками от продажи 131 объекта в 24 учреждениях было получено 3,3 миллиарда рублей. В материалах дела сказано, что сделки по продаже объектов проводились через холдинг «Курортное управление», который на тот момент возглавлял Николай Мурашко.

Сергей Кулагин уверен, что на политический рейтинг губернатора Ставрополья решение суда не повлияет, поскольку он на протяжении многих лет ведет себя отстраненно от ситуации с профсоюзами. При этом губернатор говорит о важности развития туризма, в то время как чиновники из сферы туризма постоянно становятся фигурантами уголовных дел.

«Чтобы политический рейтинг Владимирова падал, нужно чтобы он был. Жители Ставрополья успели оценить его роль в развитии курортов: два министра туризма края находятся в СИЗО по уголовным делам, туристическая инфраструктура Ставрополья не развивается. Ситуацию с профсоюзами губернатор никак не комментирует, поскольку ранее заявил, что приватизация проводилась не при нем, и он не имеет к этому никакого отношения», – заявил эксперт.

В генпрокуратуре считают, что незаконное обогащение тоже проходило за счет комиссий от продажи курортных путевок, которые приобретали члены профсоюзов. Такая комиссия увеличивала стоимость путевок на 33 %.

Однако не все ответчики понесли крупные убытки. Из 96 обвиняемых только двоим удалось доказать правомерность осуществляемых сделок. У них были соответствующие документы, подтверждающие законность их действий. Генпрокуратура просила суд признать их право на компенсацию потерь.

В юридическом плане со стороны ответчиков действительно очень мало доказательств невиновности. Главным аргументом в свою пользу члены ФНПР считают истечение сроков давности, однако суд не согласился с подобной формулировкой и объяснил это тем, что отсчет давности подсчитывался не с совершения сделок, а с момента выявления их незаконности. Ответчики не согласны с решением суда и намерены подавать апелляцию.

Изначально иск подала региональная прокуратура, но после его отклонения в судах Ставропольского края дело рассматривалось в Москве. Более подробно о юридических тонкостях этого вопроса и возможности подобных проверок в других курортных регионах рассказал адвокат Денис Григорьев.

«Основания для передачи дела в Москву были. Как показывает практика, судебные производства такого уровня специально рассматриваются в столице, поскольку на региональном уровне подобные дела проще замять. Что касается других курортных регионов, то они также могут подвергнуться подобным проверкам. В Краснодарском крае большое количество здравниц, которые также были приватизированы 30 лет назад. В целом, курортные объекты сейчас находятся под пристальным наблюдением генпрокуратуры. Например, часть земельных участков сочинского национального парка под арестом», – считает Денис Григорьев.

Интересно и то, что во всей этой истории очень много интересных дат, которые совпали между собой. Во-первых, оглашение решения суда состоялось 12 августа, в день 73-летия Михаила Шмакова, который является председателем Федерации независимых профсоюзов России с 1993 года. Фактически, вся приватизация проходила под его надзором. Заместитель главы ФНПР Александр Шершунов назвал решение суда циничным, поскольку его огласили в день рождения Шмакова.

Во-вторых, 14 августа 1992 года Борис Ельцин подписал указ о введении приватизации в России. Спустя 30 лет мы можем наблюдать фактически обратный процесс. Государство изымает объекты, которые ровно 30 лет назад были переданы в частную собственность.

На данный момент известно, что курорты в КМВ продолжают свою работу. Будут ли они переданы новым собственникам или останутся под надзором государства, остается неизвестным.

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.