Происшествия
  1. Происшествия
Происшествия
Приморский край
0

Водорастворимые дороги, мостопады и миллион за смерть: как Приморье живет с паводками

В Приморье регулярно топит множество населенных пунктов
В Приморье регулярно тонут населенные пункты

Лодочная переправа МЧС как единственный способ попасть на работу, машины-утопленники, буреломы посреди городов, недельные отключения света и воды, человеческие жертвы… Реалити-шоу по этому сценарию приморцы наблюдают ежегодно. Лето и осень без паводков – такого здесь не бывает. Насколько все плохо и как решают «мокрые» проблемы власти Приморья – в материале «ФедералПресс».  

Немного статистики. Каждый десятый тайфун, порожденный Тихим океаном в течение 1951–2021 годов, выходил на территорию Приморского края или хотя бы охватывал его акваторию. Это не менее 150 тайфунов. При этом организовать разлив реки, способный затопить целую россыпь поселков, сел и деревень, при неудачном стечении обстоятельств способен и мощный циклон. А уж сколько циклонов получает со своим муссонным климатом Приморский край… Такие цифры, если и хранятся в чьих-то данных, в голове не укладываются.

При этом лучше не становится, как раз наоборот. В интервью с людьми, лишившимися в лучшем случае урожая, в худшем – дома со всем имуществом, рефреном звучит удивление: ведь такого не было прежде, на этой земле жили десятилетиями! Может, конечно, человеческая память выдает желаемое за действительное. Но далеко не факт.

Этот момент прокомментировал председатель федерального экспертного совета волонтеров Элмурод Расулмухамедов. Всего эксперт выделил три аспекта, которые необходимо учитывать, чтобы понимать ситуацию в Приморском крае.

«Первый и, наверное, основной фактор – это климатические изменения, которые привели к тому, что в атмосфере находится огромное количество воды в виде пара. Это приводит к тому, что осадки стали носить почти тропический характер. Как мы помним, раньше в Приморье были такие моросящие дожди с августа по сентябрь. Теперь все выливается с огромной силой. Ну и, соответственно, происходят оползни, когда не совсем устойчивые почвы на склонах быстро набирают вес из-за воды», – констатировал эколог.

Вторым фактором, по словам специалиста, является резкое снижение лесистости Приморья. За годы хозяйственной деятельности человека было вырублено достаточно много лесов. При этом они выполняли функцию водообмена между атмосферой и почвой: деревья накапливали влагу, обеспечивая устойчивость склонов. Теперь баланс нарушен. Чтобы нивелировать этот негативный эффект, необходимо проводить восстановление лесов, и особенно – засаживание склонов.

«Еще один фактор – это развитие региона. В частности, строительство достаточно большого количества дорог, возникает все более протяженная инфраструктура. А экологи прекрасно знают, что любые антропогенные изменения вызывают нарушение баланса гидрогеологии, меняются маршруты движения воды почвы. В частности, там, где раньше не было оползней, теперь они происходят; там, где раньше не было обводнений, теперь они случаются», – подытожил Элмурод Расулмухамедов.

Тема дорог для Приморья действительно больная. Правда, не из-за того, что они влияют на климат – скорее, из-за того, как климат влияет на них. Такие странные для основной массы россиян термины, как «перемывы» и «переливы», звучат в новостях постоянно. Рухнувшие или просевшие мосты – норма. Разрушенные до состояния «только на танке» дороги – даже не повод для удивления. Отрезанные от «большой земли» населенные пункты, куда можно попасть только на организованной МЧС лодочной переправе – продовольствие и медикаменты доставляют таким же путем – обыденность. Нет смысла даже пытаться перечислять названия, мелькающие в таких сводках – проще постараться найти те, где такого никогда не случалось.

Водорастворимый асфальт, кажется, в приоритете у подрядчиков, занимающихся ремонтом и строительством краевых дорог. Но проехать по размытой дороге, когда вода уходит, обычно все же можно: пускай даже со скоростью ленивца и молитвами. А вот если беда приключилась с мостом – все куда хуже. «ФедералПресс» запросил у краевого минтранса статистику по мостам, состояние которых не выдерживает никакой критики. Ответ оцените сами.

«На сегодняшний день в Приморском крае на автодорогах регионального и межмуниципального значения расположено 1613 мостов, путепроводов и эстакад, из них около 430 – в аварийном и 590 – неудовлетворительном и предаварийном состоянии», – признает минтранс Приморья.

Из ответа ведомства следует, что больше тысячи краевых мостов в регионе находятся в таком состоянии, что ездить по ним нельзя или не стоит. Два моста из трех лучше по возможности объехать. Только вот возможность такая есть далеко не всегда, и альтернативой аварийному мосту зачастую оказывается другой аварийный мост. Причем уточнение про «краевые» мосты мы даем не просто так: про мосты, расположенные на автодорогах местного значения, ведомство уклончиво отметило, что те находятся на балансе администраций муниципалитетов. А значит, на самом деле ситуация еще печальнее.

В министерстве, правда, обнадежили, что на следующий год планируется реконструкция восьми мостов. И дали пояснения, как выбираются «достойные».

«Перечень мостовых сооружений на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения отражен в «Опорной сети», куда включены объекты, нуждающиеся в реконструкции. Первоочередность реализации объектов определяется, исходя из нескольких факторов, в числе которых социальная значимость той или иной автодороги, а также само состояние объекта. Так, например, в 2022 году приступили к реконструкции мостовых сооружений из перечня «Опорной сети» через реки Петровка, Царевка на автодороге Артем – Находка – порт Восточный», – рассказали в приморском профильном ведомстве.

Очевидно, что на фоне масштаба проблемы этот штучный ремонт – что капля в море. Периодически ситуацией интересуются правоохранительные и надзорные органы. Например, буквально две недели назад краевая прокуратура заявила о возбуждении уголовного дела по поводу халатности, из-за которой регион потерял более 35 миллионов рублей на ремонте участка по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Безупречные по документам дороги гордому названию проекта, как оказалось, соответствуют не всегда. И это только один случай.

Приморье в минувшем году было признано лидером по затоплениям, длившимся более суток. Статистику собрали аналитики проекта «Инфраструктура научно-исследовательских данных» (ИНИД), имеющие доступ к данным МЧС. В течение семи лет, попавших под «микроскоп» исследователей, на территории Приморья было зарегистрировано 420 случаев затопления. За это время пострадало от наводнений 26 234 приусадебных хозяйства, что тоже рекорд. Сомнительное первенство среди российских городов по наводнениям завоевал Уссурийск, куда «большая вода» приходила 12 раз.

Случается, что реки разливаются и приносят воду туда, где этого никто не ждал – но есть места, где очередной паводок становится вопросом времени. И каждый раз это вылетающие на помощь спасатели, эвакуация людей, разбор завалов и чистка колодцев, обеспечение населения всем необходимым, развертывание пунктов временного пребывания, затем выплаты. Гибель члена семьи в результате ЧС оценена в миллион рублей, что уж говорить про имущество. При этом, пожелай даже неочерствевший чиновник посочувствовать убитому горем заявителю, выделить больше он не сможет. Закон суров, но это закон.

«За единовременной материальной помощью в размере 10 тысяч рублей, выделяемой в связи с нарушениями условий жизнедеятельности, можно обратиться не позднее одного месяца со дня введения режима ЧС. За финансовой помощью в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 50–100 тысяч рублей – в течение шести месяцев со дня введения режима ЧС. Размер выплаты в данном случае зависит от степени утраты имущества – полной или частичной, ее устанавливает муниципальная комиссия», – сообщили в министерстве труда и социальной политики Приморского края.

И все же в масштабах региона бюджетные траты очень серьезные, причем регулярные. Казалось бы, пора уже решить вопрос хотя бы в самых острых местах и расселить их? Но нет. Законодательство о зонах затопления и подтопления запрещает строительство там нового жилья, разрешает изъятие земли под строительство дамб и прочих защитных сооружений, вводит ряд ограничений. Но никто никого не переселяет.

По этому поводу высказался Даниил Ермилов, региональный представитель Российской ассоциации политических консультантов в ДФО. Правда, обращается он не к верхам, а к низам.

«Есть такой термин – капитализм, с ним рядом идут частная собственность и персональная ответственность за судьбу свою и своих близких. За эпоху СССР в людях воспитали социальное иждивенчество, в ком-то больше, в ком-то меньше. Паразитический образ мышления тотально пропитал общество, начиная с системы образования и вплоть до высоких общественно-политических институтов. Повсеместно звучат слова об ответственности государства, что вкупе с низким качеством знаний и пониманием границ этой самой ответственности воспринимается за чистую монету. И тут срабатывает паразитический менталитет, доставшийся нам от позднего СССР – звучат вопросы про расселение частных домовладений.

Ну а поскольку мы уже более 30 лет живем в капиталистическом мире, нужно четко понимать: счастье и благополучие – в собственных руках, и никто не заставляет жить на тех или иных территориях. И уж тем более расселять за счет государства в капиталистическом мире.

Тут вопрос к самим жителям региона. Периодически в России происходили выборы, участвовали различные политики. Почему не объединяются и не переводят свои проблемы в плоскость решения политическими инструментами? В следующем году выборы губернатора, это отличный повод поднять тему и, приложив к ней усердие и упорство, добиваться. К привычному паразитическому мышлению надо добавить решимости и энергии», – считает Даниил Ермилов.

Если говорить о паводках и трагедиях, то люди еще помнят тайфун «Гони» 2015 года. Тогда в Уссурийске погибли несколько десятков животных в двух частных зоопарках. В парке на территории города звери сутками стояли в воде без сна, чтобы не утонуть. Скандал прогремел на всю страну.

953876ab6934ea4316001aec362144a9.jpg

Дома, на которые ночью сошел сель. Двухлетнего ребенка искали несколько часов, он скончался

В июле 2022 года стихия забрала новую жертву, и это уже не зверушки. В селе Тимофеевка Ольгинского района сель сошел на жилые дома. Спасатели несколько часов разбирали грязевые массы, утром было найдено тело погибшего двухлетнего ребенка. Следком возбудил уголовное дело о халатности по отношению к ответственным за непредотвращение схода грунта – но малыша уже не вернуть. Жителям Тимофеевки, кстати, выдали по 330 тысяч на всех пострадавших от стихии.

Сейчас в Приморье снова в силе штормовое предупреждение. Практика показывает, что все может обернуться простым дождиком, а может – и очередным локальным апокалипсисом. И жителям края было бы куда спокойнее ждать развития событий с уверенностью, что все ответственные за то, чтобы все прошло гладко, выполнили свою работу честно и на все выделенные бюджетом средства.

Знаменитая пирамида Маслоу констатирует, что физиологические потребностей людей, в том числе потребность в безопасности – эта база, без удовлетворения которой эстетические потребности не имеют особого смысла. При этом в 2022 году краевой бюджет выделил на фестиваль «Меридианы Тихого» 50 миллионов рублей. Спорить с тем, что мероприятие интересное и знаменитое, не будем. Но разве с обеспечением безопасности граждан, которые падают вместе с мостами, лишаются крова и теряют близких из-за разгула стихии, все уже хорошо?

Фото: правительство Приморского края, Примавтодор

Сюжет по этой теме
11 июня 2021, 11:35

Национальные проекты

Сюжет по теме:
Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати