Данные показывают, что министерству транспорта России и РЖД не удалось решить проблемы логистики на фоне закрытого неба. В результате сложившихся трудностей туристический сезон в Крыму прошел с большими потерями. «ФедералПресс» разбирался, понесет ли кто-нибудь за это наказание.
Согласно статистике по туристическому сезону от Ассоциации туроператоров России (АТОР), 95 % туристов в Крым прибыло на машине, 5 % – на поезде.
Схожие прогнозы были и в Кремле в самом начале туристического сезона, когда президент России Владимир Путин приказал главе минтранса России Виталию Савельеву и РЖД наладить железнодорожное сообщение с полуостровом.
Поездов оказалось мало, а время в пути – значительное, были и перебои с билетами. Это публично признали и в Минтрансе. Итог ожидаем: оценки показывают, что потери турсектора в Крыму составили около 50%, что вынуждает думать о мерах поддержки, как в период коронавирусных ограничений.
Источники «ФедералПресс» утверждают, что выводы в Кремле сделаны, правда, дойдет ли до кадровых решений – вопрос пока открытый. Экономист Роман Иноземцев не считает сложившуюся ситуацию провалом в работе Минтранса.
«Начнем с того, что путешествие по железной дороге – это вовсе не такой супердешевый вид транспорта, каким он был раньше у нас. Комфортабельность повышается, а за комфорт надо платить. Просто невозможно иметь дешевый и одновременно комфортный транспорт», – считает Роман Иноземцев.
Эксперт обращает внимание, что в этих условиях, когда путешествует не один, а четыре человека, гораздо проще взять машину и приехать в Крым.
«У нас выросла и автомобилизация страны. То есть сейчас не советское время, когда там было от пяти до сорока машин на тысячу человек. Сейчас машины сотнями измеряются. Только в Краснодаре в районе 400 машин на тысячу человек, то есть у людей просто больше автомобилей, они привыкают ездить на них», – подчеркивает Иноземцев.
По его словам, одновременно с ростом количества транспорта и сменой привычек меняется и инфраструктура.
«Поэтому я бы здесь не видел какого-то провала Минтранса, связанного с тем, что люди у нас предпочитают путешествовать на автомобиле. При этом нужно прибывших поездом пять процентов туристов просмотреть в динамике: скорее всего, у них не было своего автомобиля. То есть тут мы подходим к вопросу о доходах населения, но это уже другой момент», – подытожил Роман Иноземцев.
Сенатор Совета Федерации Айрат Гибатдинов уверен, что ключевая проблема транспорта для прибытия на курорты юга России у туристов действительно сохраняется – на дефицит билетов жалуются многие, но пока речи о «перезагрузке» команды Минтранса речи не идет, поскольку фокус внимания ведомства сейчас на авиаотрасли, где сложностей кратно больше.
«Но уже сейчас очевидно, что в следующем году на вопрос транспортной доступности курортов Краснодарского края или Крыма обращать внимание придется. Так или иначе, туристическая отрасль сейчас переживает непростые времена: кто-то либо остается дома, отказываясь от отпуска, чтобы сэкономить деньги, либо, вспоминая расхожие отзывы о сервисе, ценах и инфраструктуре наших южных курортов, выбирает другое место отдыха или вовсе летит за границу в ту же Турцию», – прокомментировал сенатор.
Он подчеркивает, что вопрос транспортной доступности к местам отдыха – далеко не единственный, но работа над увеличением этой самой доступности у Минтранса теперь стоит остро.
«Думаю, здесь важны общие усилия – если для Минтранса вопрос железнодорожного транспорта сейчас не основной, то как минимум в Ростуризме этим также должны озаботиться, иначе того же замещения иностранных курортов может не получиться», – подытожил Айрат Гибатдинов.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий