Top.Mail.Ru
Общество
Краснодарский край
0

1 «Я» класс: к чему приведет новая модель строительства школ в России

Школа
Школы ставят рекорды по количеству учеников

В некоторых регионах России продолжает ощущаться острая нехватка мест в школах. Строить большое количество образовательных учреждений невыгодно, поэтому некоторые города вводят систему строительства новых школ с архитектурными особенностями как в США. Они отличаются большей вместимостью. «ФедералПресс» разобрался, в чем недостаток таких школ и приживется ли такая система строительства в России.

В самой многочисленной краснодарской школе № 103 1 сентября, например, встретили 800 первоклашек. В этом году школа примет 20 первых классов. Всего в школе обучаются 5529 учеников. Стоит отметить, что Кубань занимает третье место среди регионов России по количеству детей.

Образовательные учреждения в современной России с начала двухтысячных не отличаются какими-то определенными особенностями. В основном это трехэтажные здания, вмещающие около 600 человек. Имеют три входа: центральный, черный и для выгрузки продуктов питания в столовые. Спортзалы и актовые залы носят типовой характер и располагаются на вторых этажах, которые имеют высокие потолки.

Еще современные школы отличаются от образовательных учреждений в СССР появлением в них тематических классов. С развитием современных технологий стали появляться компьютерные кабинеты. В среднем классы имеют несколько параллелей и вмещают в себя до 25–30 человек. Однако на сегодняшний день этого явно не хватает, поэтому большая часть школ переполнена.

Какие были школы в СССР

Начиная с советских времен и до конца 20 века, школы возводились в форме букв «Ш», «П», «Н». Такой тип проектов был разработан в 1939 году. Во-первых, это было дешево и вписывалось в концепцию массового строительства городов. Именно поэтому все школы советского периода являются типовыми и похожими друг на друга во всех городах.

Спортивные площадки возводились на улицах, у школ была большая прилегающая территория. Практически никакой охраны у образовательных учреждений не было. Все кабинеты были одинаковыми, состояли из трех рядов по пять парт, общая вместимость классов составляла 30 человек.

Кабинеты физики и химии, как правило, находились друг над другом. Так строителям было проще разместить инженерные коммуникации с водой и вытяжкой. Сегодня упор делается не на удобстве в строительстве, а на образовательные цели и комфорт. С дореволюционных времен оставались гимназии, в которых учились дети из влиятельных семей. Там, как правило, вместимость была гораздо меньше. В СССР эти школы также использовались для детей партийных чиновников.

Какие школы были в США

Американский тип школ кардинально отличается от советского. Школы имеют огромную площадь и могут вмещать в себя сразу несколько тысяч учеников, имеется большое количество классов. У каждого школьника есть личный шкафчик, в котором хранятся вещи и учебные принадлежности.

Также в крупных городах специализированные школьные автобусы привозят детей в школы. Для этого также есть специальные парковки. Традиционный тип американской школы – комплекс из отдельных блоков, связанных между собой крытыми переходами. На территории имеются отдельные административные здания.

Приживется ли система школ США в России

Южные регионы продолжают расти огромными темпами. Соответственно, в ряде регионов наблюдается массовая нехватка мест в образовательных учреждениях.

Для Краснодарского края и Ростовской области классы с буквой «Я» не являются новизной. Такая тенденция особенно сильно развивается в последние годы. По статистике с каждым годом в быстрорастущих регионах все больше актуальным становится вопрос нехватки мест в школах.

Среди южных регионов абсолютный рекорд по количеству первых классов занял Краснодар. В 2020 году в школе № 71 было сформировано 33 первых класса. В этом году школа № 75 в Ростове-На-Дону примет более 700 первоклашек, из-за чего будет сформировано не менее 20 первых классов. Школы Севастополя также переполнены. Общая численность школьников в Севастополе к 1 сентября достигнет 53,5 тысячи человек, что на 1 700 больше, чем в минувшем году. В Волгоградской области ситуация аналогичная. В городе Волжский набирают учеников сверх нормы, при этом мест по-прежнему не хватает.

Введение американской системы строительства несет в себе определенные проблемы. Во-первых, для этого нужны большие площади, которые в густонаселенных городах найти достаточно сложно, считает эксперт в области урбанистики и развития муниципальных образований Николай Куксенко.

«Казалось бы, весь этот комфорт американских школ должен сделать жизнь учеников проще и решить проблему с нехваткой мест. Однако, не стоит забывать, что такие условия являются идеальными для школьных шутингов. Уследить за такой площадью и огромным количеством учащихся очень трудно. Архитектурные особенности также позволяют удерживать в школах заложников. Именно поэтому в американских школах такое количество массовых расстрелов. В России в последние годы участились случаи с шутингами, поэтому создавать условия для этого не стоит. Все школы должны быть обеспечены максимальной безопасностью. В некоторых густонаселенных городах попросту не найдется свободного пространства для таких школ. Особенно в Краснодаре. При этом проблему с нехваткой мест необходимо решать. В каждом мегаполисе должна быть своя система строительства школ. Только эта мера позволит разгрузить переполненность», – считает Николай Куксенко.

При всем этом, если система такого строительства начнет реализовываться высокими темпами, изменить ее будет крайне сложно. Политический обозреватель Ксения Алексеева считает, что большие школы могут прижиться в некоторых крупных городах.

«Скорее всего, такие архитектурные особенности школ могут быть актуальными для крупных мегаполисов. В первую очередь, это Москва. Проблема в том, что общей системы строительства невозможно достичь. Поскольку в нашей стране есть государственные и частные школы. Частникам будет попросту невыгодно строить такие огромные здания, а для массового обновления государственных школ нужны годы. Чтобы рассчитать, как необходимо строить школы, нужно провести большую работу, социологические исследования, опросы и т.д. Пандемия показала нам, что дети могут обучаться дистанционно, многие переходят на такой тип обучения. Показатели демографии также падают в условиях кризиса. Есть вероятность, что проблема заполняемости школ может решиться сама собой, но для этого нужно время», – считает Ксения Алексеева.

На сегодняшний день достаточно сложно ответить на вопрос, какой тип строительства школ будет являться самым правильным. Здесь нужно учитывать особенности городов, которые отличаются между собой.

Безусловно, у американских видов школ есть плюсы в плане комфорта, но также есть и большие вопросы по безопасности. По официальным данным с 1999 года более 228 тыс. учеников в США подверглись насилию с применением оружия, при этом количество погибших и раненых исчисляется сотнями. Сейчас в Америке приходится массово переделывать школы и внедрять новейшие системы безопасности. Проблема с заполняемостью образовательных учреждений требует комплексного решения в ближайшие годы, поскольку все больше городов сталкиваются с этим. Плюс ко всему, если растет количество школьников, значит в ближайшие годы появится проблема с заполняемостью университетов и колледжей.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.