Стиральная машина или холодильник давно стали предметами первой бытовой необходимости. Однако цены на них неуклонно растут, и в ближайшие месяцы они снова могут подорожать. Ведь выпуск стиральных машин, холодильников и прочей «бытовухи» в России пока не в силах компенсировать падение ввоза из-за границы на фоне действующих санкций. Что будет с ценами? Аналитики говорят, что расти они не будут. «ФедералПресс» убедился, что эксперты не всегда правы.
На цены на бытовую технику будет влиять несколько взаимодополняющих причин. Во-первых, падение ее выпуска в России: согласно данным Федеральной службы государственной статистики, за семь месяцев текущего года производство стиральных машин обвалилось на 38,5 %, до 1,7 млн штук, холодильников и морозильников – на 41,4 %, до 1,4 млн штук. Это происходит в силу второго фактора – из страны ушли или уходят западные производители. Например, на днях о своем решении покинуть Россию объявила шведская компания Electrolux – она продаст свое российское подразделение менеджменту. И в-третьих, выросли затраты на доставку бытовой техники в контейнерах из Китая в России. Плюс самих контейнеров не хватает, в России они выпускаются в недостаточных количествах.
Сужение ассортимента
Бегство Electrolux, в общем-то, довольно неприятно для внутреннего рынка, считают отраслевые эксперты. Россияне привыкли к этой компании, ассоциируют ее продукцию с хорошим качеством.
«Компания развивала продажу техники в России под несколькими достаточно сильными брендами. Это Electrolux, Zanussi, AEG. Уход такого игрока скажется на ассортименте магазинов бытовой техники, но ни для кого не секрет, что большинство брендов собирается в Китае», – говорит Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «ИВА Партнерс»
Сходной точки зрения придерживается Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global, обративший внимание на то, что доля Electrolux на внутреннем рынке составляла порядка 10–15 %. В качестве замены ей он назвал поставщиков из Турции и стран СНГ.
Тем не менее российский ретейл все-таки несет потери от прекращения деятельности производственных компаний или как минимум от ее сокращения. Среди тех, кто снизил предложение, Артем Тузов назвал Bosch, Samsung, Miele, Dyson. «Потери в основном в брендах и, как следствие, в ассортименте», – добавляет он.
Правда, в пресс-службе крупнейшей сети по торговле бытовой техникой «М.Видео-Эльдорадо» утверждают прямо противоположное: «Сеть в текущих условиях делает все возможное, чтобы поддержать широкий ассортимент электроники и привлекательных цен. Нам удалось создать новые логистические цепочки и привлечь десятки новых партнеров – производителей и дистрибьюторов, наладить собственные импортные операции. Во многих категориях бытовой техники и электроники ассортимент сейчас сопоставим с тем, что было на начало года, а цены в основном находятся на уровне февраля или даже ниже».
Производство есть, но нет компонентов
Выпуск стиральных машин, холодильников и прочей «бытовухи» в России пока не в силах компенсировать падение ввоза. У отечественных предприятий есть ахиллесова пята – компонентная база. Так, НПО «Орск» запустившее в нынешнем году производство холодильников, из отечественных комплектующих имеет только алюминиевые трубы для испарителей, все остальное, вплоть до краски, закупается за рубежом. Быстро найти альтернативных поставщиков в России точно не получится – их попросту нет.
Значит, будем ввозить. «Производство техники сосредоточено в Китае. И большинство российских компаний выступают заказчиками в производстве под своим брендом. Это мировая практика, так делают и в Apple», – констатировал Артем Тузов.
По мнению начальника управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василия Карпунина, исключительно российские поставщики занять место западных вряд ли смогут. Однако заместить уходящие бренды могут в первую очередь те, кто уже на рынке, то есть просто перераспределится их доля. Плюс возможно появление новых брендов, преимущественно из Китая.
Параллели нам помогут
И если купить машинку еще будет можно, то вот отремонтировать – нет. У автора статьи летом сломалась стиральная машина Eurosoba, безотказно прослужившая 11 лет. Ее починка обошлась в 40 тыс. рублей, включая выезд и работу мастера, смену вышедших из строя деталей.
«Для ремонта компании по техническому обслуживанию выкупают бывшую в употреблению технику и используют запчасти из нее», – рассказал Владимир Чернов.
«Для покупки комплектующих, чтобы,например, обеспечить ремонт холодильников , вероятно, будет использоваться параллельный импорт, а ремонтом будут заниматься ретейлеры при наличии таких компетенций или сервисные организации, которые ранее работали как официальные сервисы производителей», – констатировала аналитик «Финам» Анна Буйлакова. В пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо» сообщили даже об увеличении продаж ряда групп бытовой техники.
«Растут продажи техники под собственными торговыми марками «М.Видео-Эльдорадо» (Hi, Novex) – спрос на пылесосы вырос в шесть раз год к году, на посудомоечные машины – впятеро, на кондиционеры – втрое, более чем в два раза – на кухонную технику и холодильники. Усиливаются продажи брендов Китая, Турции, Беларуси и других стран СНГ – спрос на такие бренды, как Haier, Beko, Candy, «Витязь», Hisense, Grundig и других в «М.Видео-Эльдорадо» по итогам шести месяцев 2022 года вырос на 46 % в годовом сопоставлении», – рассказали в пресс-службе
Осенний подъем
Подорожания же бытовой техники отраслевые эксперты, как ни удивительно, не ожидают, говоря о совершенно обратном тренде – о снижении цен.
«Средние цены на бытовую технику должны упасть, поскольку западные бренды делали наценку за стиль, техническое обслуживание и марку. А китайская безымянная техника будет обходиться без этой наценки», – допускает Артем Тузов.
Анна Буйлакова выразила сходную точку зрения, назвав в качестве причины для удешевления расширение поставок из Юго-Восточной Азии и Турции.
Здесь с ними полностью согласиться нельзя: сейчас металлургические предприятия в России и за ее пределами стали поднимать цены на плоский прокат, необходимый для изготовления бытовой техники, и она неминуемо подорожает, только с лагом в один-три месяца. Трудности с ее завозом в контейнерах к зиме вряд ли прекратятся.
Да и в торговых точках посетителей негусто, в чем автор лично убедился, посетив в выходной день один из магазинов по продаже бытовой техники – людей в нем было раз-два и обчелся, продавцы скучали. Для компенсации издержек ретейлерам волей-неволей придется поднимать цены к Новому году – на 10 %, а может быть, и больше.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова