Наблюдается сильная турбулентность мирового энергетического рынка, западные санкции заострили вопрос о балансе между борьбой с потеплением климата и устойчивостью экономики России. Его рецепты искали спикеры сессии «Энергия зеленых рынков Азии: подключайтесь!», состоявшейся в рамках Восточного экономического форума. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Поворот на восток
Действующие против России санкции со стороны Европейского Союза и США привели к резкому усилению ее экономического взаимодействия с государствами Азии, прежде всего с Китаем и Индией, ставшими основными потребителями нефти и природного газа, добываемыми в нашей стране.
В то же время Азия является не только огромным рынком для сбыта сырья и товаров из России, но и своеобразным «кошельком» для привлечения капитальных вложений в различные проекты отечественных компаний, в том числе, связанные с экологической тематикой.
«В прошлом году страны Азиатско-Тихоокеанского региона стали лидерами по выпуску «зеленых» облигаций – они составили четверть от всего объема «зеленого» долга в мире. Поэтому России и особенно Дальнему Востоку интересно получить азиатские инвестиции», – считает Наталья Третьяк, первый вице-президент «Газпромбанка».
Схожую точку зрения выразил член совета директоров «Полюса» Виктор Дроздов, заявивший, что для российских компаний привлечение азиатских инвестиций в климатические проекты возможен лишь путем выхода на азиатские рынки, так как участие нерезидентов на торгах Московской биржи минимален.
Достичь углеродной нейтральности
Именно вложения из Азии и могут стать той живительной финансовой влагой, которая поможет России реализовать ее задачи по низкоуглеродному развитию – их актуальность никакие санкции не отменили. Скорее наоборот, они только подчеркивают важность сокращения выбросов парниковых газов, учитывая, какие на наших глазах идут климатические изменения (вспомним Европу, охваченную летом невиданной засухой – рекордной за последние 500 лет) и то, как легко правительства западных стран могут использовать экологию в качестве инструмента против продукции российских компаний.
«К 2030 мы поставили цель сократить выбросы углекислого газа на 30 %, к 2050-му – на 80 %, к 2060-му – достичь углеродной нейтральности», – отметил Дмитрий Вахруков, заместитель министра экономического развития России.
По его словам, к 2050 году Россия может снизить выбросы диоксида углерода на 1,6 млрд тонн за счет перехода промышленности на наиболее доступные технологии и кардинальной модернизации существующих производств, изменения своего энергетического баланса.
«Мы можем выпускать в обращение порядка 5 млрд углеродных единиц в год, и Россия имеет все шансы статьи одним из их крупнейших поставщиков», – подчеркнул Дмитрий Вахруков, добавив, что российские власти продолжают участвовать в формировании глобального климатического рынка в соответствии с принципами Парижского соглашения и добиваясь, чтобы его механизмы носили универсальный характер (а не предоставляли преференции для одних стран и проблемы другим. – Прим. ред.).
Поэтому реализация экологических и климатических программ пускай и будет двигаться более низкими темпами, чем хотелось бы, тем не менее предусмотренные в них задачи с повестки дня не снимаются.
Уйти от угля
Реализация углеродных единиц должна принести в Россию дополнительные средства, необходимые для развития ее экономики и промышленности. Их продажи стартуют в текущем году в рамках специального эксперимента, рассказал Вячеслав Аленьков, заместитель председателя правительства Сахалинской области. Речь идет об обороте углеродных единиц с солнечной электростанции, расположенной на Итурупе, острове, входящем в Курильскую гряду.
Как отметил он, в сентябре планируется завершить формирование списка организаций, которые будут участвовать в эксперименте. Кроме того, нынешней осенью будет проведен общественное обсуждение климатической программы, предусмотренной экспериментом. В ней перечислен список мероприятий, направленных на уменьшение эмиссии парниковых газов в атмосферу.
«Перед нами стоит задача к 2025 году газифицировать регион на 100 %, – сообщил Вячеслав Аленьков. – Есть задача по переводу всех котельных на сжигание природного газа, всего их 145».
По его словам, власти Сахалинской области намерены в ближайшие годы перевести существующий на остров общественный транспорт на экологически чистое топливо – газ и электричество. До конца 2022 года в рамках механизма концессии будет закуплено 150 автобусов, работающих на газомоторном топливе. Планируется и покупка свыше 100 электробусов.
Изъяны чистых технологий
Однако у всего, как у Луны, есть две стороны – светлая и темная. Вице-президент по взаимодействию с органами власти и управления «Норильского никеля» Дмитрий Пристансков обратил внимание на следующий парадокс: увеличение выпуска электромобилей в мире позволяет уменьшить выбросы углекислого газа, но рост производства аккумуляторных батарей для них расширяет углеродный след (в процессе их изготовления тратится много энергоресурсов).
Избежать подобного противоречия может помочь переход на использование водорода, дискуссии о котором ведутся на протяжении нескольких последних лет. Недостатком водорода является его сильная взрывная способность – из-за нее его перевозка в автомобильных цистернах или на кораблях-газовозах небезопасна и требует соблюдения особых мер предосторожностей. Здесь есть возможности для применения палладия, способного поглощать водорода в 86 раз больше, чем его собственный объем. Использование палладия может решить проблемы, связанные с транспортировкой водорода, надо только устранить маленький изъян самого палладия – он довольно дорог.
Фото: Феоктистов Дмитрий / ТАСС
Восточный экономический форум