Башкирская Республика занимает во многом уникальное и выгодное транспортное положение в стране: она находится на перекрестке крупных дорожных артерий России. При этом по протяженности автомобильных трасс занимает второе (!) место, уступая только Алтайскому краю. Их общая длина превышает 49,8 тысячи километров.
Сегодня дорожная сфера в Башкирии выступает мощнейшим драйвером для развития сопутствующих отраслей промышленности и логистических цепочек, создания новых рабочих мест, а также повышения транспортной доступности туристических кластеров региона.
«Общий объем дорожного фонда Башкортостана на 2022 год составляет 35,1 млрд рублей, в том числе 7,2 млрд из федерального бюджета. Общая протяженность автодорог в республике составляет почти 50 тысяч км. Мы занимаем второе место в России после Алтайского края. Через Башкортостан пройдет 200-километровый участок трассы М-12. Скоростная транспортная артерия объединит крупнейшие экономические центры России (Санкт-Петербург, Москву и индустриальные регионы Поволжья и Урала) и важнейшие внешнеторговые направления – Китай и Среднюю Азию. Также мы реализуем собственные крупные инфраструктурные проекты. В следующем году планируем завершить работы на Восточном выезде из Уфы на федеральную автодорогу М-5 «Урал». Все это создает условия для опережающего развития придорожного сервиса. Мы одними из первых в России утвердили концепцию его развития. Сейчас в республике – около тысячи таких объектов. До 2024 года мы удвоим их количество. Модернизируем уже существующие. Сейчас уже реализуется 88 крупных проектов с объемом инвестиций порядка 10 млрд рублей», – подчеркнул премьер-министр правительства Республики Башкортостан Андрей Назаров.
Многомиллиардные вливания
В ближайшие годы объемы дорожного строительства в республике будут только нарастать. Об этом, например, наглядно свидетельствует динамика бюджетных вливаний на развитие сети федеральных трасс (проектирование, строительство и реконструкцию) на территории Башкортостана. Как рассказал на международном конгрессе в Уфе «Транспорт и строительство» главный инженер ФКУ «Упрдор «Приуралье» Александр Михайлов, в этом году на эти цели из казны планируется направить 23 млрд рублей, а в 2023–2024 годах – еще 70 млрд рублей. Для сравнения: бюджетные затраты на федеральные дороги, проходящие через республику, в 2020 году составили 3,6 млрд рублей, а в 2021-м – 8,6 млрд рублей.
Среди ключевых дорожных артерий, которые обслуживает и активно реконструирует Росавтодор (ФДА) на территории Башкирии – М-5 «Урал», М-7 «Волга» и Р-240 Уфа – Оренбург.
Большую работу проделали на трассе М-5, протяженность которой в регионе равна 308 км. Из них 124 км трассы уже соответствуют нормам первой категории: имеют 4–6 полос движения. Сейчас реконструируются еще 76 км дороги, которые также доведут до первой категории. В этом году на М-5 планируется ввести 12 км обновленных участков, в 2023–2024 годах – еще 62 км.
«Мы видим, что интенсивность транспортных потоков, в том числе логистических, на федеральных трассах возрастает. На дороге М-5 мы планомерно ведем реконструкцию с 1548 км по направлению к Уфе. Не просто расширяем дорогу, но обновляем инфраструктуру для того, чтобы водители комфортнее чувствовали себя на трассах. Так, меняем традиционные лампы ЖКУ на светодиодные. Вблизи Уфы сейчас монтируем два пешеходных перехода», – привел примеры на конгрессе Александр Михайлов.
Долгожданный обход-дублер
Один из важнейших дорожных объектов на трассе М-7 «Волга» (протяженность ее участка в Башкирии составляет 186 км) – возведение нового 65-километрового обхода пяти сел: Исаметово, Верхнеяркеево, Ишкарово, Лаяшты и Асяново.
«Сегодня М-7 проходит прямо по середине этих населенных пунктов. Их жители ждали строительства новой дороги очень долго. Поэтому трудно переоценить значение этого объекта», – отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Башкирии Александр Булушев.
Дублер позволит перенаправить сюда транзитный транспорт, проезжающий по автодороге М-7 «Волга», и улучшить в том числе экологическую обстановку в этих территориях. Александр Михайлов добавил, что по этому проекту удалось в рекордные сроки выполнить ПСД, пройти Главгосэкспертизу и провести конкурс на выбор подрядчика.
«Все это сделали за полгода – по новому направлению это дорогого стоит. Здесь не могу не выразить слова благодарности правительству республики и профильным министерствам региона. Нам удалось так быстро подготовить проект еще и потому, что с нашими коллегами в регионе уже давно вынашивали эти планы. Совместные наработки пригодились после того, как Владимир Путин дал указание продлить трассу М-7 до Екатеринбурга», – пояснил Александр Михайлов.
Сейчас на обходе уже развертывают подготовительные строительные работы. Здесь обустроят четырехполосную трассу, шесть транспортных развязок, два моста, а также 18 тоннельных путепроводов для проезда сельскохозяйственной техники. Параллельно приведут в порядок «старый» участок федеральной дороги через пять населенных пунктов: уже в 2023 году здесь завершат капремонт.
Также продолжится реконструкция на стратегическом направлении трассы «Волга» – в сторону Уфы. В 2024 году должны расширить дорогу до четырех полос на участке 1231–1251 км.
В целом сегодня на М-7 от четырех до шести полос имеют 72 км дорог. Еще на 86 км ведутся работы, которые позволят в 2024 году привести эти участки к нормам первой категории.
«Основные усилия по федеральным трассам направлены на реконструкцию существующих дорог и строительство дополнительных артерий. Уже совсем скоро и по башкирским трассам можно будет ездить с разрешенной скоростью 110 км в час, что, несомненно, скажется на пропускной способности этих дорог», – сообщил премьер-министр правительства Республики Башкортостан Андрей Назаров.
Дороги туристам!
Власти республики не оставляют без внимания региональные и межмуниципальные дороги, протяженность которых превышает 13,5 тысяч км. Общий объем дорожного фонда Башкирии на этот год равен 35,1 млрд рублей, из них почти 80 % – собственные средства.
«У нас территориальный заказ детализирован, расписан на три года по муниципалитетам и дорожным объектам. Это обеспечивает прозрачность расходования средств. В 2022 году в республике планируется завершить реконструкцию 61 км дорог и трех мостов, отремонтировать 382 км трасс и десять мостов», – сообщил на конгрессе «Транспорт и строительство» руководитель ГКУ «Управление дорожного хозяйства Башкирии» Артем Шамхалов.
По его словам, сегодня одним из главных направлений развития республиканской экономики является развитие туристической привлекательности региона. Поэтому особое внимание уделяется транспортной доступности достопримечательностей.
«Башкирия расположена в южной части Уральских гор: здесь уникальный ландшафт, республика богата природными парками, историческими и архитектурными памятниками. Поэтому ремонт участков дорог, которые ведут к местам притяжения туристов, – одна из приоритетных задач. Активно проводим такую работу в Благовещенском, Уфимском, Стерлитамакском и Красноусольском районах. Кроме того, по распоряжению главы Башкирии Радия Хабирова продолжается обустройство придорожной инфраструктуры (площадки для остановки и стоянок автомобилей, туалетные модули) и туристических знаков. В 2019–2021 годах установили 377 таких знаков, в этом году появится еще 64», – рассказал Артем Шамхалов.
Он добавил, что в республике сформирована опорная сеть региональных дорог. Одна из ее задач – обеспечение безопасности передвижения. На начало этого года доля автодорог, входящих в опорную сеть Башкирии и соответствующих нормативному состоянию, была равна 59 %. К 2027 году этот показатель должны довести до 87 %. В 2022–2024 гг. на опорную сеть выделят 7,4 млрд рублей из регионального и федерального бюджетов.
«В этом году планируют привести в порядок 163 км трасс, которые включены в опорную сеть», – отметил Артем Шамхалов.
По его словам, при реконструкции и ремонте региональных дорог сегодня активно используют новые технологии. Среди них – применение метода холодного ресайклинга, битумных вяжущих материалов PG-марок, инертных материалов.
«Южные ворота Уфы» и новый финансовый инструмент
Как подчеркнул Александр Булушев, власти республики чувствуют надежное федеральное «плечо» в дорожной сфере.
«Мы благодарны столичным коллегам за поддержку наших проектов и развитие федеральной сети на территории республики, а также одобрение правительством страны двух наших заявок на инфраструктурные бюджетные кредиты. В частности, благодаря этому получили возможность реализовать проект «Южные ворота Уфы». Он позволит кардинально преобразовать дорожную сеть в микрорайоне «Кузнецовский затон», реконструировать и построить здесь новые развязки. Очень динамичный проект, который серьезно преобразит транспортную ситуацию в Уфе», – выразил уверенность министр транспорта и дорожного хозяйства Башкирии.
Начальник управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Уфы Константин Паппе добавил, что «Южные ворота» жизненно необходимы в связи с интенсивной жилищной застройкой в этой части столицы Башкирии. По этому проекту предстоит выполнить реконструкцию четырех крупных дорожных объектов на улицах Пугачева и Генерала Рыленко, включая возведение транспортной развязки между ними.
«Также федеральный центр поддержал вторую нашу заявку: выделил инфраструктурный кредит на капремонт, а фактически реконструкцию, Арочного моста, построенного в 1956 году. Если раньше большая часть финансовой нагрузки ложилась на республиканский и городской бюджеты, то сейчас федеральный центр помогает реализовать этот объект. Мы и дальше планируем пользоваться новым инструментом поддержки. Сейчас подали третью заявку: хотим получить инфраструктурный кредит на продолжение реконструкции улицы Айской», – заявил на конгрессе Константин Паппе.
Фото: Федерал Пресс / Ольга Юшкова, инфографика: Федерал Пресс