Для рекламодателей и рекламных агентств жизнь начинается с чистого листа – с 1 сентября вступили в силу новые изменения в закон «О рекламе». Теперь ее нужно размечать особым образом, а также отправлять данные в Роскомнадзор через сервисы-посредники. Эксперты все чаще говорят: инициатива порождает существенные для участников отрасли издержки. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Как рассказали эксперты в ходе заседания комитета по СМИ и информационной политике Ассоциации менеджеров, сегодня в сети Интернет размещается огромное количество рекламы. И это происходит бесконтрольно: 70 – 80 % ее находится в теневой сфере, сокрыто от налогообложения. Законодатель, в том числе и в законопроекте, который был принят летом 2022 года, пытается поставить рекламу на учет, создавая систему, которая могла бы учитывать содержание публикации, ее объем и стоимость.
«Самые главные вопросы, который ставил перед собой законодатель, – кто, где, в каких объемах распространяет рекламу», – отметила в ходе круглого стола юрисконсульт компании «Финансовые бизнес-консультанты» Ангелина Балакина.
Новые положения «Закона о рекламе» предписывают создание Единой системы учета рекламы в сети Интернет, оператором которой будет выступать Роскомнадзор. Регулирование коснется всех, кто размещает рекламу в Интернете, и тех, кто задействован в этом процессе. Закон охватывает большую часть игроков рынка – начиная от популярных систем, площадок и заканчивая профессиональными агентствами и самостоятельными рекламодателями.
Закон обязывает предоставлять данные контролирующему органу – Роскомнадзору – через оператора системы (ОРД). Сейчас идет отбор таких операторов. В их компетенции будут входить: учет рекламы, ведение рекламного реестра и, соответственно, хранение данных.
СМИ, которые размещают на своих площадках рекламную информацию, уже жалуются на большой объем работы, и считают, что из-за этого может вырасти штат сотрудников.
«В настоящий момент у нас эта информация – 19 пунктов для получения каждого ID. Это контрагент, описание рекламы, описание ее размера. Достаточно большая работа, мы исходим из таких ресурсов, которые у нас есть», – рассказал руководитель юридического отдела «Ведомостей» Ярослав Ерохин.
В целом, по мнению экспертов, рекламные бюджеты будут более прозрачными для уплаты налогов. Но меньше повезет маленьким агентствам.
«Чем меньше компания, тем больше у нее будет издержек», – констатировал основатель, управляющий партнер, сопредседатель экспертного совета Группы компаний «ЛюдиPeople», директор по развитию центра бренд-медиа НИУ ВШЭ Владимир Змеющенко.
Участники заседания считают, что ситуация с реализацией новой редакции закона нуждается в серьезной проработке. Сопредседатель комитета, основатель медиа-холдинга «ФедералПресс», глава консалтинговой компании Global Bridge Capital Иван Еремин предложил создать компактную рабочую группу, которая как раз и займется анализом вопросов и формулировкой предложений для регуляторов и законодательных органов власти.
«Мы видим, с насколько масштабной проблемой столкнулись, и понимаем всю многогранность и неоднозначность ситуации», – резюмировал он, отметив, что многие вопросы могут быть решены как посредством корректировки некоторых положений закона, так и «в практическом, рабочем порядке».
И пообещал внести сформированные группой предложения на рассмотрение профильных ведомств.
«Мы представляем компании практически из всех отраслей экономики страны и, очевидно, что обсуждаемые поправки затронут не только коммуникационные и рекламные агентства. Мы готовы обобщать вопросы и предложения и, конечно, своевременно доносить их до заинтересованных сторон», – подтвердил готовность дальнейшего обсуждения поправок первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев.
Фото: Дмитрий Тур