Ровно два года, 2 октября 2020 года, Василий Швец официально вступил в должность мэра Анапы. С момента инаугурации нового руководителя город-курорт кардинально изменился. «ФедералПресс» поговорил с Василием Швецом о том, что удалось сделать, а также о планах, в том числе и по креативу.
О достижениях. Анапа сильно изменилась. Василий Александрович, что удалось сделать со вступления в должность? Есть вещи, которыми вы вот прям гордитесь?
— Ну, во-первых, я горжусь, что стал анапчанином. Мне всегда нравился этот город, я часто бывал здесь в детстве и юности, но в полной мере узнал его и полюбил, когда переехал сюда жить и работать.
Что касается достижений, то одно из главных – я очень рад, что удалось выстроить тесную и доверительную связь с жителями. Мы многое делаем вместе, анапчане вовлечены во все городские процессы: сами выбирают, где построить новый парк, какую улицу асфальтировать первой из списка. Власть лишь предлагает варианты, но конечное слово – всегда за людьми.
Всей Большой Анапой в 21-м году принимали новый генплан. Обсуждения проходили самые жаркие, но и итог получился достойным – мы получили сбалансированную и выверенную градостроительную конституцию, которая определяет развитие Анапы на ближайшие 20 лет. И в этом году нашему генплану присвоена золотая медаль Российской академии архитектуры и строительных наук в номинации «Лучший градостроительный проект».
Еще один повод для гордости – у Анапы впервые за всю ее историю появился свой гимн. Его приняли на Совете депутатов, и уже с этого августа гимн «Анапа – любовь моя» звучит на всех наших официальных мероприятиях вместе с гимнами России и Кубани. Многие жители уже знают слова наизусть, это действительно гордо.
Также важным достижением считаю то, что нам удалось выстроить конструктивный диалог с бизнесом, который в большинстве своем сумел перестроиться в соответствии с новыми требованиями времени, стать более социально ответственным. Теперь в Анапе нет точечной застройки, только комплексный подход к освоению территорий с созданием всей необходимой инфраструктуры. Наши предприниматели все активнее участвуют в жизни города, помогают создавать новые общественные пространства, оформляют свои объекты в соответствии с единым дизайн-кодом.
На новый уровень вывели систему безопасности курорта. В этом году у нас начал работать аппаратно-программный комплекс «Купол». В него заведены свыше 500 новейших камер с функцией нейроаналитики, которыми охвачена вся курортная зона. Туда же подключаем соцобъекты, транспортные узлы. На всю страну прогремел наш инновационный проект «Анаспас», где за безопасностью на пляже наравне со спасателями следят беспилотники. И дроны уже помогли спасти две жизни.
Буквально тектонические сдвиги произошли в образовательной сфере. В этом году 1 сентября мы впервые за 30 лет открыли в Анапе сразу две большие школы на 1100 и 1550 мест, а в декабре сдадим новый корпус на 400 мест школы в Анапской. Проводим капремонт сразу трех школ в Виноградном, Супсехе и Рассвете. Этим летом заключили концессионное соглашение по строительству школы на 1550 мест в Цибанобалке, в следующем уже приступим к стройке. Также проектируем еще одну школу на 1550 мест, она будет необычная, с двумя бассейнами.
А еще открыли новый загс, военкомат, филиал детской поликлиники, новые парки, буквально на днях – построенный с нуля просторный и современный сквер в Супсехе, посвященный 85-летию региона. С начала года в Большой Анапе открыто сразу 5 спортивных объектов: универсальный спорткомплекс в Супсехе, физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа в Цибанобалке, обновленный стадион в Виноградном, центр единоборств в Алексеевке, спортплощадка с полосой препятствий в городе.
Безусловно есть достижения и в курортной сфере: мы значительно раздвинули рамки сезона, насытили событийную часть – вспомним хотя бы прогремевший на всю страну Аморефест, создали новые точки притяжения. Лаунджзона на центральном пляже востребована и зимой, и летом. Мы открыли первую «пятерку» международного уровня под брендом «Мевенпик». Впервые в истории Анапы два наших пляжа получили международную награду «Голубой флаг».
А еще мы возрождаем отрасль народного хозяйства – виноградарство и виноделие. Зарезервировали под виноградопригодные земли свыше 30 тысяч га.
Это только часть того, чем можно гордиться. Но я надеюсь, что поводов будет еще больше. Конечно, много времени требуется, чтобы запустить каждый объект: проектирование, документация, согласование на всех уровнях. Здесь главное не останавливаться: параллельно работать над социалкой, спортивной сферой, курортной. Сдали один проект – тут же беремся за следующий. И не за один. Так я привык работать сам, и так работает вся моя команда.
Закрытое небо... Готов ли курорт к тому, что следующий сезон может начаться в закрытом режиме? Не кажется ли вам, что автовокзал пора реконструировать? Он явно устарел, что по потоку, что по расположению.
— Этот сезон, собственно, как и предыдущий, показал, что мы готовы к любым вызовам. Закрыт аэропорт, зато кратно увеличились рейсы на автовокзале, количество прибывающих составов на железнодорожном. И гостей, несмотря на все ограничения, Анапа встретила не меньше, чем в прошлом сезоне, даже больше – только по официальным данным, за лето Анапу посетили свыше 3 млн туристов. А количество автомобилей, въехавших в наш город с июня, достигло 5 миллионов. Понятно, что среди них и транзитный транспорт, и местные жители, но все же трафик говорит о большой востребованности курорта.
Что касается автовокзала, то в новом генплане мы заложили создание мультимодального транспортного узла регионального масштаба. Он объединит наш железнодорожный и автовокзалы, там будут перехватывающие парковки, остановки общественного транспорта и вся необходимая инфраструктура. Земля под реализацию этого проекта зарезервирована в районе существующего ж/д вокзала.
Старое здание автовокзала сохраним, но использоваться, скорее всего, оно будет только для перевозок по району.
Почему надо приехать в Анапу зимой, когда нет моря и возможности загорать? Что ждет туристов в зимнем сезоне 2022–2023 годов?
— Анапа прекрасна в любое время года. И есть туристы, которые у нас и купаются, и загорают даже зимой. Все же знают, что – Анапа самый солнечный город России, здесь почти 300 солнечных дней в году. И достаточно часто в так называемые зимние окна многие принимают солнечные ванны, а те, кто хорошо переносит низкие температуры, принимают еще и морские. Для всех остальных пожалуйста – прогулки вдоль берега, созерцание живописных пейзажей, кормление лебедей и уток, посещение музеев и других достопримечательностей. Многие едут именно за этим: ведь если летом курорт – это суета, то зимой – умиротворение, спокойный и размеренный отдых.
Кроме того, у нас прекрасный, очень мощный санаторно-курортный комплекс, где можно поправить здоровье, восстановить силы и энергию, просто заняться собой. И межсезонье – самое благоприятное для этого время.
Ну и, конечно, «низкий» сезон идеален для посещения объектов гастроэнотуризма. Наши винодельни работают круглый год, проводят экскурсии, дегустации, гастрономические вечера.
Наверное, уже вся Россия, даже кто не был в Анапе, видели подписанное море и пляж. Когда будет подписано небо? Явно не хватает этого объекта...
— Мы пробовали составить надпись из облаков, но наш южный ветер постоянно их сносит. Шутка.
А если серьезно, то моя креативная команда действительно экспериментирует с подходом к созданию фотозон. И, надо признать, эксперимент удался, идея зашла, объемные надписи МОРЕ и ПЛЯЖ пользуются огромной популярностью среди туристов – фотографии на фоне этих арт-объектов разлетаются по всем соцсетям страны. Поэтому не исключено, что опыт получит продолжение, в будущем, может быть, подпишем еще наши горы и виноградные поля.
К слову о креативе. Ваша команда выделяется на фоне не то что городов, а регионов. Примеров множество, а сезон так и вообще начался с лучшей презентации загса, которую я когда-либо видел. Кто эти люди, кующие такие поводы? Откуда они приехали или местные? Илона Маска же тоже они добились? Что еще стоит ждать?
— Команда у меня действительно сильная, креативная. С частью из них мы работали вместе, еще когда я занимал должность вице-губернатора. Вместе делали форум «Дело за малым», в котором как раз и участвовал Маск, и многие другие масштабные конгрессно-событийные мероприятия в регионе. При этом хочу отметить, что сегодня в команде не только люди из Краснодара, но и из Анапы, и других городов. Профессионализм же не имеет географического контекста. Везде есть талантливые люди, и мне повезло собрать их вместе – в команду единомышленников, горящих делом, готовых творить и создавать. Создавать не только обычное, но и что-то новое, порой даже эпатирующее и удивляющее. Но мы город-курорт, а курорт – это фабрика впечатлений, мы должны дарить людям эмоции, удивлять и радовать. Это также часть нашей работы.
Есть ли у вас мечта о том, что должно появиться в городе-курорте? Именно мечта, а не цель...
— Мечта – это все же для идеалистов. А я привык говорить о конкретных вещах, для меня мечта – это и есть цель. А она такая: сделать Анапу самым любимым у россиян курортом – комфортным, уютным, современным, безопасным, который круглый год будет дарить нашим жителям и гостям здоровье и радость. И мы к этой мечте движемся.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий