Если хочешь поступить в солидный вуз, надо безупречно сдать экзамены. Но есть еще один способ, который тоже открывает дорогу в МФТИ и МГУ, ВШЭ и СПбГУ – это стать победителем или призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников или других «перечневых» олимпиад. Как себя подготовить – в материале «ФедералПресс».
Чтобы стать участником заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) надо успешно преодолеть школьный, муниципальный и региональный этапы. Статус победителя и призера ВсОШ дает право поступить в любой вуз на профильное направление, льгота действует на протяжении четырех лет.
Секретами подготовки поделились ребята – победители и призеры заключительного этапа ВсОШ. Трое из них уже учатся в вузах своей мечты: Мария Палаткина на биофаке МГУ, Кирилл Гауч – в МФТИ, Анастасия Стадухина – на филологии ВШЭ. Одиннадцатиклассники Максим Малков и Тимофей Мингалев задачу с поступлением решили, осталось сделать выбор.
«Олимпиаднику важно быть творческим человеком»
Из каких факторов складывается успех на олимпиаде? Насколько важно при подготовке соблюдать режим дня?
Мария Палаткина, победитель ВсОШ по биологии 2022 года, призер по биологии 2021 года, по химии – 2021 и 2022 года: Для успеха очень важна планомерная подготовка и заинтересованность в предмете – когда учеба в удовольствие, не приходится себя заставлять. Важно достаточное количество сна. При подготовке к заключительному этапу я старалась утром больше работать, а вечером отдыхать – утром я продуктивнее.
Кирилл Гауч, призер ВсОШ по физике 2021 года: Вера в себя, труд, от которого получаешь удовольствие, цель, опыт, хладнокровие – мой секрет успеха. Режим никак не поменялся, уклон был сделан в сторону подготовки к олимпиаде.
Максим Малков, призер ВсОШ по математике 2021 года: Не помню, в каком возрасте я осознал важность сна. Но регулярный сон хотя бы 7-8 часов – это то, что сделает жизнь любого человека лучше. Особенно ученика, который интенсивно готовится к олимпиаде на протяжении длительного срока.
Какими качествами должен обладать будущий победитель Всероссийской олимпиады?
Максим Малков: Любому олимпиаднику важно быть творческим человеком. Задачи почти никогда не решаются по какому-то заранее известному алгоритму, каждый раз путь решения приходится прокладывать самому. Необходимо быть любознательным, постоянно искать что-то самостоятельно. Целеустремленность поможет пройти через множество разнообразных олимпиад, которые дадут незаменимый опыт для заключительного этапа и помогут обрести устойчивость к стрессу.
Мария Палаткина: Быть дисциплинированным. Без дисциплины подготовка не будет эффективна, важно заниматься регулярно. Полезным качеством будет стрессоустойчивость, а также знание других смежных предметов.
Анастасия Стадухина, призер ВсОШ по литературе 2021 и 2022 года: Думаю, гибкость и креативность мышления, ведь для олимпиадника важно подстраиваться под разные условия заданий. Кроме того, эмоциональная стойкость; это касается и умения справляться со стрессом, с которым неизбежно сталкивается участник.
«Олимпиада – это игра, и надо вырабатывать свою тактику»
У вас был план подготовки к олимпиаде? На каком этапе появилась необходимость в планировании?
Тимофей Мингалев, победитель ВсОШ по физике 2021 года, призер по физике 2022 года, призер по экономике 2021 и 2002 года: План был всегда, начиная с восьмого класса, уже тогда начал вести гугл-таблички, в которых систематизировал свою подготовку. Ни один финал и ни один регион не обошелся без отдельной таблицы. Сначала надо составить план, но не четкий, поминутный, а довольно свободный. Очень нравится методика Getting Things Done, когда узнал о ней, нашел ее сходства с моей подготовкой.
Анастасия Стадухина: Необходимость в системной и усиленной подготовке лично у меня всегда возникала перед «регионом». Он заметно отличается от предыдущих: как минимум в том, что задания к нему разрабатываются уже не региональными педагогами, а жюри и составителями заключительного этапа.
Кирилл Гауч: План подготовки появился за месяц до финального этапа. Каждый день был расписан. Либо я занимался решением теоретических задач, либо практиковался в сборке установок и разработке методов решения экспериментальных задач. План подготовки мне помогали составлять учителя нашей школы.
Важно ли быть психически устойчивым для того, чтобы стать призером ВсОШ?
Кирилл Гауч: Очень важно контролировать свое психологическое состояние. Оно сильно влияет на результат, особенно в ответственные моменты. Мне быть более устойчивым помогает поддержка со стороны родных, наставников и, конечно же, друзей. Благодаря им я научился анализировать свои ошибки, а не «посыпать голову пеплом».
Анастасия Стадухина: Очень и очень важно! Во время проведения олимпиады многое может пойти не так, как ожидалось и хотелось, поэтому важно сохранять ясность ума, чтобы несмотря ни на что выполнить работу. Кроме того, многих «выбивают из колеи» ограниченность времени, другие стрессовые условия. Эмоциональная устойчивость помогает в такие моменты расставить приоритеты и сконцентрироваться на главном.
Тимофей Мингалев: Я думаю это важно, так как нервы могут сдать в самый важный момент. Считаю себя психически устойчивым, олимпиады меня с ума не сводили. Да, конечно, как и все, я переживаю, но для меня неудача это такой же опыт, из которого можно извлечь урок.
Что делать, если пропало желание двигаться дальше, кончились силы?
Максим Малков: Проблем с мотивацией во время подготовки у меня не было, но они появились после получения результатов олимпиады. Тогда я решил попробовать новый интересный предмет – информатику. Так я смог не потерять желание участвовать в различных соревнованиях, в том числе и по математике.
Мария Палаткина: Многие олимпиадники сталкиваются с усталостью и даже выгоранием. У меня было несколько моментов, когда я сильно уставала от учебы, но мне было достаточно просто взять перерыв и заняться чем-нибудь совсем другим, чтобы потом вернуться в строй.
Анастасия Стадухина: Нужно отдохнуть. Я не раз сталкивалась с потерей сил и мотивации. В таких случаях не стоит «ломать» себя и работать вопреки всему, поскольку ментальное состояние может дойти до критической точки – полного выгорания, когда сохранить приемлемый темп учебы становится невозможным.
Вы могли бы дать несколько советов ребятам, мечтающим стать призерами ВсОШ?
Анастасия Стадухина: Пожалуй, самое очевидное: не откладывайте подготовку на последнюю ночь перед олимпиадой. Если уж такая ситуация возникла, ночью всегда лучше спать!
Не бойтесь применять ваши знания и умения, оперировать усвоенными понятиями. Иногда вы уже обладаете всей необходимой информацией для решения, главное – правильно ей воспользоваться. Условный проигрыш – это не конец олимпиадного пути, а его этап.
Максим Малков: Начать практиковаться в олимпиадах как можно раньше. У меня есть знакомые, которые впервые начинали заниматься предметом в 9-10 классе и получали дипломы, но все они имели как минимум серьезную базу по какому-то смежному предмету, накопленную за годы тренировок.
Тимофей Мингалев: Должно быть понимание того, что ты делаешь и зачем. Нельзя работать просто, чтобы работать, надо делать это с умом. Олимпиада – это игра, и надо вырабатывать свою тактику. Поэтому будущий победитель должен быть умным игроком. Я бы посоветовал развивать тайм-менеджмент, целеустремленность и нарешанность.
Мария Палаткина: Я бы посоветовала не предполагать заранее, что диплом получить невозможно – в 9 классе мне вообще не удалось пройти на заключительный этап, в 10-м я стала призером, а в 11-м – победителем. Нужно верить в свои силы и заниматься.
«Участник Всеросса должен быть по-спортивному азартным и трудолюбивым»
Ольга Дубровина, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ: Для детей участие в олимпиаде представляет собой не просто состязание смекалистых и образованных. К участию в олимпиаде нужно готовиться еще и психологически, и морально. Не случайно перед важными соревнованиями объявляется «день тишины» – что очень важно для мобилизации участников и их психического равновесия. Важными качествами становятся стрессоустойчивость, обучаемость, толерантность к неопределенности. И важно объяснять детям: как следует принимать результаты, как выстраивать работу над ошибками, как правильно относиться к самому себе в случае не удовлетворяющих ребенка или школу результатов.
Ирина Чагина, учитель русского языка и литературы, гимназия ТюмГУ: Качества, которые помогают учащимся становиться победителями и призерами заключительного этапа ВсОШ, могут быть самые разные. Да и ребята очень разные и интересные. Общее, пожалуй, в стремлении вперед, амбициях, благодаря которым учащийся, несмотря на поражения, стремится быть первым. Трудолюбие, которое является основой одаренности – то есть немотивированной активности – способности (несмотря на лень, желание веселиться и отдыхать) садиться и вновь, и вновь изучать предмет (находить свой интерес и свои смыслы в очень «взрослых» и часто «скучных» для неолимпиадника явлениях и понятиях). Еще быстрота и нестандартность обработки новой информации, способности ее аккумулировать и создавать собственный, принципиально новый объект или текст.
Антон Вергунов, учитель физики, «Физтех-лицей» имени П.Л. Капицы, город Долгопрудный: Участник Всеросса по физике должен быть по-спортивному азартным и трудолюбивым, олимпиадная физика больше про спорт, чем про науку, а значит и подход должен быть как у спортсменов, если хочешь попасть в профессионалы, то придется «пахать».
Фото из архива призеров и победителей ВсОШ
Инструкции «ФедералПресс»