Открытый Польшей в сентябре 2022 года судоходный канал через Балтийскую косу, который идет в обход российских портов и водных территорий, вызвал опасения у экологов. Это довольно затратный проект: на его реализацию страна потратила 16 млрд рублей. Ради чего республика вложила такие средства в этот объект, какие есть риски от его строительства и в чем политическая подоплека этого жеста Польши – в материале «ФедералПресс».
Зачем Польше нужен канал через Балтику
Идея своего судоходного канала для Польши не нова, еще с 16-ого века разные правители этой страны хотели иметь свой выход через Калининградский залив. Его часть, принадлежащая Польше, называется Вислинским. Разговоры об этом шли до середины 20-ого века. О своем окончательном решении построить проход между Вислинским и Гданьским заливом власти заявили в 2006 году, а к строительству приступили в 2019. И наконец, 17 сентября 2022 года состоялось открытие канала. Его протяженность составляет 1305 метров, а ширина – до 20 метров
Принять окончательное решение о начале стройки польские власти подтолкнуло распоряжение российского правительства. В 2006 году власти России приостановили заход польских судов в свои порты. А также российские судна больше не останавливались в портах Польши. Запрет не коснулся транзитных судов обоих государств, и все они проходили через порт Шкарпава. Ранее почти все морские перевозки между Польшей и Россией обслуживал порт Эльблонг, а теперь он стоял практически пустой. Поэтому Польша приняла решение строить канал. Стройка должна была начаться в 2009 году, а закончиться в 2012.
Но в 2009-м страны заключили соглашение, которое регулировало возможность пропуска судов через границу. Поэтому строительство канала вновь отложили, на этот раз до 2017 года. Но теперь в планах появился искусственный остров площадью 181 гектар на своей водной территории Вислинского залива. Заявления на счет этого объекта у Польши менялись. Сначала страна объявила, что остров будет убежищем для птиц, а туристам туда вход будет закрыт. Позже Польша решила, что использует его для обеспечения собственной безопасности. Впрочем, такая неопределенность неудивительна: землю после рытья канала надо было куда-то деть. Способ придумали, а назначение – нет. Помимо этого, в планах польского правительства строительство двух мостов через канал и новых дорог, волноломов на берегу Гданьского залива.
Для Польши строительство канала означат наличие своего выхода в Балтийский залив. Раньше, чтобы польские суда могли попасть из порта Хель через Гданьский залив в собственный порт Эльблонг, который находится в Вислинском заливе, нужно было обогнуть Балтийскую косу и зайти на территорию России, предварительно уведомив об этом власти. Канал позволит сократить маршрут из Эльблонга в Хель со 139-ти до 68-ми километров, который больше не будет проходить через российский Балтийск. К тому же порт Эльблонг и прилежащие к нему населенные пункты станут гораздо экономически успешнее за счет транспортной нагрузки. В апреле ЕС приняла пятый пакет санкций против России. В числе прочих запретов, суда под российским флагом не могут заходить в европейские порты. Ответной мерой российского правительства стал разработанный порядок доступа судов из недружественных стран в свои порты. Польша решила проявить независимость в этом вопросе и больше не соприкасаться с необходимостью получения разрешений на пересечение границы.
Чем недовольны «зеленые»
Калининградский залив практически поровну разделен между двумя государствами: Россией и Польшей. Поскольку строительство канала велось на польской стороне, наша страна не могла повлиять на этот процесс.
Проект вызвал бурю негодования у калининградских и иностранных экологов, так как залив отделен от Балтийского моря песчаной косой и фактически является лагуной, в которой есть свои течения. Кроме того, воды там более пресные и их уровень выше, чем в море.
«Самая значимая проблема, связанная со строительством канала – это непредсказуемость его влияния, в том числе, на экологию региона, – говорит председатель МОО «Зеленый Фронт» Сергей Виноградов, – нам остается лишь фиксировать, в каком ключе будет развиваться ситуация».
По его словам, такого же мнения придерживается польская экологическая организация EKO-UNIA, а Greenpeace обвинили польскую сторону в начале строительства канала при отсутствии соглашения между польским правительством и Европейской комиссией. «Зеленый Фронт» в настоящее время собирает информацию, отражающую состояние вод и прибрежных территорий как в Калининградской области, так и в Польше.
Причем тут политика
Также есть мнение, что строительство канала было больше политическим актом, чем экономическим. Этот факт польская сторона не отрицает. На торжественной церемонии открытия объекта президент Польши Анджей Дуда заявил: «Речь идет о том, чтобы эта дорога была открыта также символически, чтобы не нужно было спрашивать согласия страны, которая не является дружественным нам государством». Российская сторона в лице Антона Алиханова, который на тот момент был временно исполняющим обязанности губернатора Калининградской области, делал запросы в Польшу, с просьбой прояснить ситуацию со строительством судоходного канала, но ответов не получал. В результате глава региона собрал комиссию из океанологов и других специалистов, чтобы те могли оценить ситуацию и дать экологический прогноз.
Дмитрий Лесков, руководитель пресс-службы областного правительства Калининграда, также придерживается мнения, что стройка была политическим актом. «Этот канал не несет экономического смысла, потому что польским судам никогда не чинились препятствия для выхода в залив через канал. Это строительство может изменить качество солености воды, а это негативно скажется на обитателях Калининградского залива. Многие природоохранные организации очень возмущаются поведением польской стороны», – заявил Лесков.
Политолог Игорь Алексеев считает, что действия Польши в данной ситуации – политический демарш. Символична и дата, которую правительство выбрало для торжественной церемонии открытия канала. 17 сентября 1939 года началась военная операция в Восточной Польше, которую проводил СССР. В польской истории этот день считается актом вторжения.
Разговоры о строительстве канала начинались всякий раз, когда начиналось политическое противостояние на Европейском континенте. «В экономическом смысле этот объект не представляет для России никакой угрозы, польской стороне его содержание тоже не выгодно. Военную угрозу он также не несет, так как крупные военные корабли там не пройдут. Самый большой вред этот канал нанесет в первую очередь экологии», – подытожил эксперт. По его словам, многие экологи уже отмечают негативное влияние объекта на морских обитателей и птиц.
С коллегой согласен политолог Юрий Светов: «Ключевой вопрос именно тема экологии, потому что экосистема Калининградского залива очень хрупкая. В экономике и политике России этот объект не играет важной роли, если Польша хочет подчеркнуть свою независимость – это их право».
По мнению эксперта, больше выводов о влиянии канала на экологию Калининградской области можно будет сделать, когда он начнет полноценно функционировать. Как бы то ни было, канал уже построен, невзирая на протесты экологов и политические возражения Калининградской области.
Фото: Pawe? Wróblewski / Keystone Press Agency/globallookpress.com