В российских регионах продолжается набор людей в рамках частичной мобилизации. Обмундирования хватает не всем, и на помощь военнослужащим порой приходят простые люди, многие из которых знают, что такое мобилизация. В селе Новоспасск Барабинского района местная жительница Елена Янцен организовала подруг, и вместе они вяжут носки для мобилизованных, готовящихся к выезду в зону СВО. О том, почему пенсионерка решила направить свое хобби на общее благо, – в откровенном интервью «ФедералПресс».
По зову сердца
Елена, насколько я знаю, вы вяжете мобилизованным военнослужащим теплые носки. Как давно вы вяжете?
— Я вяжу практически с детства. У нас вязали все: бабушка, мама и я тоже взяла спицы в руки очень рано. Изначально для куклят и пупсят, потом вязание стало более осознанным. Когда родились дети, а потом и внуки – вязала для них. Если я что-то не связала, то день был прожит зря. Вязание – мой антистресс. Если меня кто-то расстроил, то я сажусь вязать. Меня это успокаивает.
Почему решили помогать?
— Думаю, что по зову сердца. Я очень сентиментальный человек и чужую боль всегда воспринимаю как свою. Я даже новости стараюсь не смотреть, потому что начинаю сразу плакать. У меня дочь живет за границей, и страшно понимать, что наши семьи разделили на части и она даже приехать с детьми к нам сюда в этом году не сможет. Я просто вязала для своих, но когда поняла, что из-за напряженной обстановки дети не приедут, я решила помочь тем, кому это необходимо. Местный депутат, который организовал сбор помощи для мобилизованных, предложил мне связать мужские носки для военных. Так и закрутилось.
До последней ниточки
Вы вяжете одна или вам кто-то помогает? Много ли добровольцев к вам присоединились?
— После того как мне предложили помочь мобилизованным ребятам, отправляющимся в зону СВО, я начала думать, кто ко мне еще может присоединиться, чтобы работа шла быстрее. Последние несколько лет перед пенсией я работала директором ЖКХ и многих сельчан знаю в лицо или по фамилии. Изначально я обратилась к девушке, которая работает в местном клубе специалистом по прикладному искусству. В итоге ко мне присоединились еще люди, и сейчас нас шесть человек. Мы начали вязать 28 сентября и на сегодняшний день связали 85 пар носков, и большую часть мы уже отгрузили.
Покупать пряжу у нас нет возможности, потому что мы все пенсионеры, а пенсия далека от идеала. Но нам помогают люди: кто-то деньги присылает и на них мы покупаем мотки пряжи, кто-то приносит готовую из дома.
Для кого вы вяжете носки, вижу, у вас есть еще и женская коллекция носков?
— Мы вяжем не только мужские носки, но и женские. Ведь кроме солдат-мужчин есть солдаты-женщины, а также медики. В каждую посылку мы вкладываем и женские носки. Все равно это дойдет до адресатов. На сегодняшний день мы отправляем в Новосибирск на две части – в Шилово и в Академгородок, а когда ребят наших мобилизуют, то будем отправлять уже туда. Меня часто спрашивают, сколько я буду вязать? Знаете, пока не закончится последний клубок. Даже если после того, как все закончится, у нас останется пряжа, то мы свяжем до последней ниточки и отдадим в дома престарелых. Себе ничего не оставим.
Как реагируют люди, которым вы помогали?
— Когда мы отправляли вторую посылку мобилизованным и объем был довольно большой, то я обратилась к директору школы, где учился мой сын когда-то, и предложила сделать носки с сюрпризом. Школьники написали письма для солдат, а дошколята из детского сада, куда мы тоже обратились за помощью, нарисовали рисунки. Кто-то принес сгущенку, кто-то чай. Все это вместе с носками мы отправили мобилизованным.
Мы неприятно слышать, когда заявляют: «А где государство?» В первую очередь, мы матери. Я понимаю, что форму и оружие военнослужащим дадут, но тепло материнских рук никто им не заменит. Помогать надо. Несколько наших парней из района сейчас мобилизованы, и безумно приятно, когда они мне написали, что пришла посылка, а там наши носки с письмами и рисунками. Мы ведь всегда подписываем: «С любовью из Новоспасска». Это не передать словами. Мелочь, но приятно. После выхода на пенсию я была немного потерянной, потому что привыкла быть в движении, но сейчас у меня открылось второе дыхание. Я просыпаюсь и вместо того, чтобы завтракать, сажусь пару рядков свяжу, позанимаюсь делами и снова вяжу. Огромное спасибо моим детям за поддержку.
Желающих много
Сколько обычно пряжи уходит на одну пару носков?
— Все зависит от состава пряжи и в зависимости от размера носка. Самые ходовые – 42, 43 и 44. Где-то уходит пряжи от 90 до 120 грамм на одну пару. Пряжу мы экономим и стараемся всю ее не использовать. Нам из Новосибирска передала целый мешок пряжи женщина, имени которой, мы, к сожалению не знаем. На выходных из Куйбышева приехала женщина, привезла пряжу. Желающих много. Приятно, что, глядя на нас, другие села тоже начали помогать мобилизованным. Носки нужны, на улице вон какая погода.
Сложно помогать мобилизованным? Пряжи хватает?
— Сегодня нам пряжи хватает, но что будет дальше – посмотрим. Некоторые переводят деньги, и на них мы покупаем пряжу. Мир не без добрых людей.
Солдаты должны чувствовать поддержку
Какие чувства стараетесь заложить в эти вещи, связанные своими руками?
— Любовь и тепло. Я всегда говорю, что пусть наши носки будут талисманом для тех бойцов, которые будут их носить. С каждой петелькой и с каждым рядочком я прошу защитить парней и чтобы они вернулись домой живыми и здоровыми. Их здесь ждут. Они должны чувствовать поддержку. Это нормально.
Какова роль женщины в мобилизации?
— Очень большая. Если по жизни мы всегда считаем, что мужчины для нас опора, то сегодня мы для них надежный тыл. Он должны чувствовать эту поддержку. У них есть ради кого идти на фронт и есть к кому вернуться.
Что значит для вас мобилизация и какая ваша основная задача?
— Для военнослужащих – это работа, а мобилизованным надо помочь поддерживать правопорядок на освобожденных территориях. Первое время был страх, потому что у меня у самой два взрослых сына и у одного семья, а второй проходит призывную комиссию, и я знаю, что во все времена мужчины защищали Родину. Мы должны делать свой вклад.
Мобилизованным ребятам я хочу пожелать удачи и вернуться всем до одного домой живыми и здоровыми. Мирного неба над головой.
Фото: Юлия Настина
Спецоперация