Мобилизованным военнослужащим, готовящимся к выезду в зону СВО, оказывают поддержку из разных регионов России: приносят продукты или теплые вещи. Общественница и член регионального отделения «Боевого Братства» Надежда Узунова вместе с другими женщинами из Республики Хакасия помогает собрать мужчинам рюкзаки, в которых бережно упакованы предметы первой необходимости и сухпайки. О том, как проходят сборы и какова роль женщины в мобилизации – в интервью «ФедералПресс».
Позиция матери
Надежда, какую помощь вы сегодня оказываете мобилизованным военнослужащим?
— Мы собираем рюкзаки для ребят, которых призвали в рамках частичной мобилизации. Их надо было, прежде всего, поддержать. После того, как они стали получать повестки и с требованием приехать с вещами к месту сбора, все женщины Республики Хакасия, да и в Росси в целом, испытали стресс. Каждый из нас переживает это состояние по-своему. Можно убежать и спрятаться, а можно взять себя в руки и помогать.
Прежде всего, мы женщины, а исходя из позиции матери, мы воспитываем наших мужчин. Конечно, они сильные и смелые, но именно мы, женщины, являемся стержнем в семье. В этой ситуации надо показать, что мы рядом и ничего не боимся. Наверное, это стало моей основной задачей. Сейчас мы не только упаковываем рюкзаки, но и сопровождаем мобилизованных в качестве помощников. Они чувствуют нашу поддержку и знают, что мы рядом. Вчера я вернулась из Омска, где в учебной части общалась с каждым. Мы ели, говорили о том, что будет дальше. Знаете, они повзрослели и знают, зачем они здесь. Это уже не те ребята, которые смеялись на плацу в день отъезда. Помните фильм «В бой идут одни «старики»? И как Кузнечик сказал: «Вы посмотрите, как постарели наши матери». Этой фразой он заявил о проблеме, так и во взгляде наших мальчишек я увидела серьезность. Они стали более собранными и мужественными. Это надо чувствовать.
Буквально за один день мы собрали 20 тонн помощи. У ребят все в порядке, но дополнительное нательное белье или продукты питания никогда не будут лишними, чтобы поддержать боевой дух наших ребят. Держим руку на пульсе.
Как давно занимаетесь благотворительностью и откуда появилось желание помогать?
— Как бы пафосно это ни звучало, но желание помочь – врожденное качество. Я в 18 лет стала мамой двоих приемных мальчиков. Они прожили со мной 20 лет. Так сложились обстоятельства. Мама у них умерла, а отца надо было лишать родительских прав. Однако я решила, что такого морального права не имею. Эти дети пошли за мной и остались у меня на воспитании. Моя позиция всегда была на стороне добра. Потом начались различные благотворительные проекты. Когда видишь счастливые глаза и слышишь слова благодарности, то понимаешь, что живешь не зря, и сейчас мы помогаем нашей стране, всем нам.
Часть дома
Много ли добровольцев, которые к вам присоединились?
— Очень сложно посчитать, но лично у меня сложилось ощущение, что все женщины республики объединились и готовы помочь нашим военнослужащим. Иногда даже неловко становится, когда звонят и хотят присоединиться, а мест нет. В итоге для того, чтобы реализовать потенциал этих женщин, собираем новые группы по сбору гуманитарной помощи.
Как реагируют люди, которым вы помогали, их близкие, соседи?
— Когда мы поехали к мобилизованным ребятам в Омск, то собрали посылки от их матерей и жен. Это крайне важно получить весточку от родного и близкого человека: письма, носочки…часть дома. Близкие очень благодарны нам, поскольку мы являемся проводниками. Это забота. Сейчас мы решаем вопросы не только по сбору гуманитарной помощи, но и другие вопросы. К примеру, сегодня приходит к нам одинокий мужчина, который через три дня отправляется добровольцем в учебную часть, а у него кошка и собака, и просит помочь. Как мы можем отказать? Сегодня буду пристраивать животных, чтобы они дожидались своего хозяина. Бывает, человека призвали, а у него диагноз, и он не может ехать в зону СВО по медицинским показаниям. Тоже помогаешь. Это нормально.
С какой реакцией вы столкнулись в социальных сетях?
— Я выразила свою позицию в социальных сетях, что хочу помогать ребятам, которых мобилизовали. Реакция была разная, но в основном положительная. Это говорит о том, что люди готовы помогать. Это заряжает тебя еще большей ответственностью.
Всех не увезти
Каким должен быть человек, который помогает мобилизованным, отправляющимся в зону СВО?
— Прежде всего, человек должен осознавать, что любой мобилизованный – член его семьи, и быть неравнодушным к проблемам других. Быть готовым прийти на помощь в любую минуту. Поверьте, у нас таких миллионы.
Вы были в Донбассе? Какое отношение там к волонтерам?
— Впервые я приехала в Донбасс в 2017 году и мое мировоззрение перевернулось. Я думала, как и каждый человек, живущий в России: это далеко, и нас не касается. Мы не понимали, что это настолько близко. К примеру, история про мальчика Вовку, который прятался в подвале, тронула до слез. Он рассказал мне, как они с семьей попадали под обстрелы, как он мину разбирает и говорит, как спали на полу в его родном Шахтерске. Равнодушно невозможно на это смотреть. Однако самое страшное, когда приезжаешь в Горловку и понимаешь, что всех детей просто невозможно увезти сразу, а их очередь. Ну как? Это доходит потом. Я рада, что российская сторона принимает детей из ДНР и ЛНР и помогает им.
Когда приезжали мы туда с гуманитарной миссией, то мирные жители из Донецка и Луганска встречали нас с благодарностью. Волонтеры для них – рука помощи. Он всегда ждали нас. Это я почувствовала на себе.
Будущее начинается сегодня
К чему надо быть готовым, помогая мобилизованным?
— Важно не перегореть и не остановиться. Понимать, что нужен сегодня и завтра. Каждый день. Ты должен быть морально сильнее, чем эти парни. Им очень важна поддержка. Их это заряжает. Самим не надо впадать в уныние.
Какова роль женщины в мобилизации?
— Ты – надежный тыл того человека, которого отправляешь на фронт и роль твоя просто огромна. Если жена – ждать, а если мать – верить. Должен понимать, что сейчас это нужно. Как женщина будет вести себя в тылу и мысленно настраивать бойца, так он и будет вести себя на поле.
Что значит для вас мобилизация и какая ваша основная задача?
— Для меня мобилизация – это помощь своей стране. Часто можно услышать, что в будущем мы сделаем то-то. Так вот, будущее наступает сегодня, и, если сейчас мы не отстоим свои позиции, не объединимся, то это слово можно забыть навсегда.
Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин, Ольга Юшкова, из личного архива Надежды Узуновой
Спецоперация