Падение самолета на жилой дом в Иркутске далеко не первая крупная авиационная авария в этом городе. Региональная столица считается неофициальным лидером авиакатастроф в России. Горожане навскидку могут назвать такие эпизоды, как крушение грузового «Руслана», пассажирских рейсов в Мамонах и Бурдаковке, аэробуса А310. «ФедералПресс» посчитал, сколько всего самолетов упало в Иркутске за историю авиации.
Авиакатастрофы советского периода
31 декабря 1954 года пассажирский самолет Ил-14 авиакомпании «Аэрофлот» летел из Пекина в Никосию с дозаправкой в Иркутске. Он разбился почти сразу после взлета из иркутского аэропорта. Погибли 17 человек.
13 июля 1963 года в двух километрах от взлетно-посадочной полосы иркутского аэропорта разбился Ту-104Б компании «Аэрофлот». Причина падения самолета – раннее снижение. Погибли 33 человека, включая сотрудников посольства Албании в Пекине.
28 апреля 1969 года самолет Ту-104 компании «Аэрофлот» не долетел 600 метров до взлетно-посадочной полосы иркутского аэропорта. Данные о жертвах неизвестны.
25 июля 1971 года пассажирский самолет Ту-104Б авиакомпании «Аэрофлот» в результате ошибки пилота приземлился в 150 метрах от взлетно-посадочной полосы аэропорта Иркутска и загорелся. Погибли 97 человек.
4 декабря 1974 года в районе аэропорта Иркутска производились тренировочные полеты самолетов Ан-2 компании «Аэрофлот» и Ан-12. Самолеты столкнулись в воздухе. В результате столкновения Ан-2 разрушился, экипаж и 11 пассажиров погибли. Ан-12 сумел приземлиться на реке Ушаковке, пожара удалось избежать, экипаж не пострадал.
9 февраля 1976 года пассажирский самолет Ту-104 компании «Аэрофлот», набрав высоту 30 метров, накренился вправо и столкнулся с землей в 129 метрах от взлетно-посадочной полосы. Погибли 24 человека. Единственным выжившим членом экипажа оказалась бортпроводница Галина Ушакова.
25 августа 1988 года самолет Л-410М компании «Аэрофлот» столкнулся с землей из-за отличия показаний высоты на 500 метров. Самолет приземлился в 150 метрах от взлетно-посадочной полосы. Никто не погиб.
Авиакатастрофа в Мамонах
3 января 1994 года пассажирский самолет Ту-154 авиакомпании «Байкал» вылетел в Москву, однако сразу после взлета загорелся правый двигатель. Самолет потерял управляемость и рухнул на поле в районе поселка Мамоны. Погибли 116 пассажиров, девять членов экипажа, один человек, находившийся на земле.
Крушение «Руслана»
6 декабря 1997 года военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» взлетел с территории Иркутского авиазавода. На борт были загружены два самолета Су-27, предназначенные на экспорт. В салоне находились 16 членов экипажа и 30 техников. Самолет был заправлен 140 тоннами авиационного керосина. Сразу после взлета по очереди начали отказывать двигатели. Через 20 секунд после взлета самолет упал на жилой дом на Гражданской, 45. Полностью или частично разрушены оказались две пятиэтажки. Погибли 72 человека, включая всех, кто находился на борту. По показаниям очевидцев, экипаж до последнего пытался увести самолет от жилой застройки. Официальная причина – отказ двигателей из-за конструктивной недоработки.
Гибель китайского рейса
26 июля 1999 года самолет Ил-76 авиакомпании «Эльф-Эйр», летевший из Китая в Москву с дозаправкой в Иркутске, не смог набрать после взлета из Иркутска необходимую высоту и столкнулся со зданием радиомаяка. Произошло возгорание. Всех членов экипажа успели извлечь из самолета до того, как огонь распространился по салону. Официальной причиной названа перегрузка самолета товарами ширпотреба из КНР.
Авиакатастрофа в Бурдаковке
4 июля 2001 года недалеко от поселка Бурдаковка под Иркутском произошло крушение пассажирского самолета Ту-154, принадлежавшего «Владивосток Авиа». Не спасся никто. Погибли 136 человек, включая шестерых детей и девять членов экипажа. По официальной версии, при заходе на посадку в иркутском аэропорту, экипаж не смог выдерживать установленную высоту в 850 метров. Самолет полностью потерял управление и разбился.
Гибель Аэробуса А310
9 июля 2006 года пассажирский самолет Airbus А310 авиакомпании «Сибирь» из Москвы совершил посадку в Иркутске. После штатного приземления двигатели вновь включились, и лайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, врезался в гаражи и загорелся. Погибли 125 человек, в том числе дочь писателя Валентина Распутина. Расследование длилось год. Официальной причиной катастрофы названа ошибка экипажа. Уголовное дело прекратили в связи со смертью подозреваемых.
Последние аварии
26 декабря 2013 года самолет Ан-12 Иркутского авиазавода перевозил груз, и, выполняя заход на ведомственный аэродром, врезался в склад военного имущества Минобороны. Погибли девять человек – шесть членов экипажа и три представителя, сопровождавшие груз.
3 ноября 2021 года в четырех километрах от поселка Пивовариха потерпел крушение Ан-12, перевозивший продукты питания из Иркутска в Якутск. Погибли семь членов экипажа – граждане России, Белоруссии и Украины.
23 октября 2022 года самолет Су-30 Вылетел с ВВП Иркутского авиазавода для проведения испытательного полета. Воздушная машина рухнула на частный жилой дом в микрорайоне Ново-Ленино. По счастливой случайности жильцов не было дома. Два члена экипажа погибли.
Фото: ФедералПресс/Давид Азизов