Top.Mail.Ru
Общество
Санкт-Петербург
0

Какие фильмы снимают на Северо-Западе РФ и кому это выгодно: «Мы вышли из кино»

Кино
С 2017 года в нескольких субъектах Северо-Запада РФ заработала система рибейтов

Северо-Запад России богат природными красотами на любой вкус, что уже не один десяток лет притягивает сюда кинорежиссеров со всей России и зарубежья. На вологодских, мурманских, архангельских и прочих просторах творили классики – Тарковский, Меньшов, Балабанов, Звягинцев – и другие подающие надежды авторы. Петербург же можно назвать кинематографической Меккой России. «ФедералПресс» вспоминает, какие знаковые картины запечатлели уникальность русского Северо-Запада и рассказывает о том, почему снимать кино в регионах сегодня выгодно.

Где снимали Балабанов и Звягинцев

Кинематографистами всегда была любима Северная столица России. Жители и гости Петербурга часто примечают локации, которые видели в знаменитых российских фильмах. Подворотни и центральные улица города, запечатленные Балабановым в «Брате» и «Про уродов и людей», романтической «Прогулке» Алексея Учителя и легком «Питер FM» Оксаны Бычковой.

Одним из последних громких фильмов, в котором события происходят в Петербурге, стал «Майор Гром: Чумной доктор» Олега Трофима. Отличительные черты Северной столицы в кадре мелькают – например, видавшие многое коммуналки и любимая всеми (ну ладно, почти всеми) шаверма.

В 2010-х Великий Новгород увидели телезрители по всему миру – часть съемок сериала BBC «Война и мир» проходила здесь. В массовку набирали местных жителей, поэтому в дни премьеры они вглядывались в экран, пытаясь разглядеть себя в образе дворян и крестьян XIX века.

Вологодскую землю любил уже упомянутый Алексей Балабанов. В вымышленный город Ленинск в мрачной и тяжелой драме «Груз 200» он превратил Череповец, чьи индустриальные пейзажи мелькают в ленте. В одной из самых известных сцен фильма, когда маньяк везет жертву по городу на мотоцикле, вдали виднеются трубы «Северстали». Свою финальную картину «Я тоже хочу» 2012 года Балабанов также частично снимал на Вологодчине.

Визитной карточкой Мурманской области село Териберка стало после выхода фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» в 2014 году. После премьеры населенный пункт быстро стал культовым местом для туристов, посетивших Кольский полуостров. Часть сцен снимали в Кировске и Мончегорске.

Почему кино это выгодная инвестиция

С 2017 года в нескольких субъектах Северо-Запада РФ заработала система рибейтов. С ее помощью кинопроизводители могут получить компенсацию части съемочных затрат из региональных бюджетов – обычно ее размер от 20 % до 40 %. Мера поддержки действует в Калининградской, Новгородской, Вологодской, Псковской областях, а также Петербурге и Карелии.

Рибейт позволяет поддержать местных специалистов, которые заняты в кинопроизводстве, подчеркивает председатель союза кинематографистов Карелии Алексей Бабенко. По его словам, эта мера нужна, чтобы кинокомпании охотнее прибегали к услугам водителей, поваров, осветителей, декораторов, технического персонала и прочих.

«Это экономико-культурная мера поддержки с отложенным эффектом. Можно сказать, что это съемки кино как способ денежных инвестиций в регион», – рассказывает Бабенко.

При этом, замечает он, эфффективность рибейта в регионах пока не очень большая, так как многие кинематографисты не очень понимают, как с ней работать. Хотя в западных странах, по словам Бабенко, «поднимали целые регионы».

«Местным властям сложно выделять деньги на компенсации. Они объясняют: «Как мы будем давать деньги на кино, когда вокруг у нас столько социальных проблем?». Поэтому ассоциация продюсеров кино и телевидения РФ сейчас работает над тем, чтобы деньги на рибейт выделял федеральный центр», – рассказывает Бабенко.

Председатель кинокомиссии Новгородской области Марина Лукашова в вопросе эффективности меры с карельским коллегой заочно не соглашается. По ее мнению, кино может приносить деньги.

«Наши экономисты посчитали, что по рибейту один рубль мы возвращаем, а пять рублей остаются в регионе. Это довольно выгодное вложение», – говорит Лукашова.

При этом она отмечает, что в 2022 году за лето в Новгородской области сняли всего один «полный метр», хотя обычно несколько.

«Не знаю с чем это связано, с СВО или с или чем-то еще, но факт таков», – говорит Лукашова.

Председатель союза кинематографистов Карелии Алексей Бабенко не видит новых негативных тенденций в кинопроизводстве после начала спецоперации на Украине.

«Структурные изменения, как и во всем обществе, могут быть. Но чего-то особенного в регионах не происходит, проекты не закрываются», – рассказывает Бабенко.

Вице-президент Петербургской федерации кинопрессы Алексей Дунаевский замечает, что рибейт позволяет быстрее обучаться местным специалистам в области кинематографии. Об этом же говорит и руководитель калининградской АНО «Фестивальная дирекция» Ольга Акопова. Она рассказывает, что благодаря мерам поддержки совместно с СпбГИКиТ в регионе запустили образовательную программу «локейшн-менеджер» – для кадрового роста и развития киноиндустрии в регионе.

«Второй год подряд калининградцы получают возможность бесплатно усилить свои конкурентные позиции на рынке кинопрофессий и получить ценные знания и навыки в востребованных направлениях индустрии», – замечает Акопова.

Канны и Венеция оценили красоты Русского севера

Знаменитый российский режиссер Александр Рогожкин неоднократно воспевал природу Северо-Запада России в своих фильмах. На Кандалакшских сопках у Белого моря в Мурманской области он снимал известную военную драму «Кукушка» 2002 года, хотя по сюжету действие разворачивается в Финляндии. Зрители в Каннах же смогли оценить красоту российского севера благодаря ленте финского режиссера Юхо Куосманена «Купе номер 6» 2021 года, которая получила Гран-при одного из влиятельнийших фестивалей в мире. По сюжету студентка из Финляндии садится в поезд Москва – Мурманск, пытаясь сбежать от своего московского возлюбленного. По воле случая ей приходится разделять долгую поездку в купе с грубоватым русским шахтером.

А вот красотами Архангельска наслаждались уже зрители Венецианского кинофестиваля 2014 года, когда смотрели ленту «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского. Фильм взял главный режиссерский приз – «Серебряного льва». Съемки проходили в Плесецком районе – в Кенозерском национальном парке, где группа документально фиксировала повседневность местного почтальона. Большинство ролей исполнили местные жители.

Псковские виды также были любимы выдающимися отечественными кинематографистами. Классический фильм Андрей Тарковского «Андрей Рублев» 1967 года снимался в Пскове, Изборске, Печорах.

Об любимых в народе «Особенностях национальной охоты» упомянутый выше Александр Рогожкин рассказал среди пейзажей Острова и Островского района. Первую часть знаменитой военно-фантастической драмы «Мы из будущего» снимали в Палкинском и Гдовском районах Псковской области.

Карельские виды известны кинозрителям по легендарному военному фильму «А зори здесь тихие...», где запечатлены красоты Пряжнинского района и Рускеальских водопадов.
Еще одну классическую советскую ленту Владимира Меньшова «Любовь и голуби» снимали в 1984 году на берегу реки Кумсы, в Медвежьегорске.

Площадкой для съемок знаменитого уже российского фильма Павла Лунгина «Остров» с Петром Мамоновым в главной роли стал Рабочеостровск в Кемском районе в 2006 году.

Культурный код

Съемки кино в регионах это «не только финансовая, но и имиджевая инвестиция», отмечает Алексей Бабенко.

«Город предстает в некой эмоциональной упаковке – и у человека появляется новый взгляд на место, где он живет. Поэтому местные всегда любят, когда кино снимают в их родных локациях», – рассказывает Бабенко.

Директор научно-образовательного центра «Гуманитарная урбанистика», профессор НовГУ Сергей Аванесов добавляет, что «через художественное и документальное кино город входит в историю, получает визуальное измерение, к которому можно возвращаться.

«Кинематограф вписывает его в общую сеть культуры. Появление места в фильме повышает его символический капитал – его узнают как местные, так и приезжие», – подчеркивает ученый.

В пример он приводит петербургские локации из фильма «Брат», которые «знают все».

«И считывание таких культурных отсылок – один из факторов, объединяющих общество», – делает вывод профессор.

Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.