Одной из самых популярных экспозиций на международном форуме «Дорога-2022» в Казани стал стенд Алюминиевой ассоциации. Участники ассоциации впервые представили на площадке свои разработки для отечественного мостостроения и не только, и это сразу же привлекло внимание федеральных и региональных чиновников. Как в России развивается строительство мостов из алюминия, что отечественные инженеры предлагают рынку и есть ли у отрасли перспективы – в материале «ФедералПресс».
Отечественное мостостроение: долгая дорога к алюминию
В России до недавнего времени к алюминию в мостостроении обращались нечасто. Первый в стране мост из алюминиевых конструкций появился чуть меньше 60 лет назад – это пешеходный Коломенский мост через канал Грибоедова в Санкт-Петербурге. И после этого об алюминиевом мостостроении забыли надолго – не хватало нормативной базы для грамотного строительства.
Возобновился процесс только в последнее десятилетие – здесь мы ранее рассказывали, что именно дало импульс отрасли. И с 2017 года – при активном участии недавно созданной Алюминиевой ассоциации – в России построили уже 12 алюминиевых мостов. Их можно увидеть в Москве, Нижнем Новгороде, Красноярске, Самаре и Туле. А прямо сейчас строится первый в России и Восточной Европе автомобильный мост из алюминия – в Нижегородской области.
Сейчас российские проектировщики и инженеры-мостостроители практически ничем не скованы. Актуализированная нормативная база и успешный опыт реализации проектов в столице и регионах позволяют им решительнее действовать и разрабатывать новации мирового уровня. Именно их отечественные предприятия – партнеры Алюминиевой ассоциации презентовали на отраслевом форуме «Дорога-2022».
Пешеходный мост с анодированием
Красноярский металлургический завод (КраМЗ) продемонстрировал на площадке форума конструктивный элемент пешеходного моста с анодно-оксидным покрытием «махагон» – под красное дерево. Так производитель показал – алюминиевые конструкции могут «мимикрировать» под дерево, камень и любой другой материал. Это позволяет эстетично выписывать конструкции в городские пространства.
Ортотропная плита
Еще один образец привезли на форум специалисты Чебоксарского предприятия «Сеспель». Алюминиевая ортотропная плита идеально подходит для автомобильного мостостроения, утверждают разработчики.
Это пустотелая плита, которая состоит из пересекающихся продольных ребер и поперечных балок, приваренных к листу настила. Жесткость конструкции в продольном и поперечном направлениях различается. И такой настил способен воспринимать нагрузку от транспорта. Пустотелые элементы плиты соединяют современным методом сварки трением с перемешиванием. По оценкам инженеров, такой подход обеспечивает более высокое качество соединения, чем традиционная аргонно-дуговая сварка.
Алюминиевая светопрозрачная галерея
Центральным и самым крупным экспонатом стенда стала светопрозрачная пешеходная галерея. Для выставки разработчики собрали образец, который в длину достигает 10 метров, в ширину – 4,3 метра.
Это зрелищная конструкция, детали которой – алюминиевый каркас и стекло – соединяются в форме звезды. Разрабатывают галереи инженеры новосибирской компании «Несущие системы». А профили из сплавов производят на уже упомянутом КраМЗе.
Подобная галерея уже установлена в Москве. Под футуристичным стеклянным куполом длиной 110 метров можно пройтись до одной из главных достопримечательностей столицы – Останкинской телебашни.
Почему все-таки алюминий
Скептики могут заметить: алюминий – мягкий и легкий металл, который в мостостроении можно использовать далеко не всегда. Однако инженеры утверждают, что алюминиевые сплавы ничуть не уступают по прочности и надежности той же стали.
«Алюминий и сплавы на его основе обладают уникальными характеристиками, которые делают их идеальным конструкционным материалом для мостовых сооружений. Готовые изделия обладают низким весом, высокой удельной прочностью, стойкостью к коррозии и перепадам температур. Важным фактором является и то, что применение алюминия в мостовых конструкциях позволяет обеспечить экономию на протяжении всего жизненного цикла сооружения», – отмечают в Алюминиевой ассоциации.
Действительно, алюминиевые конструкции в несколько раз легче стальных и железобетонных. И это значит, что при строительстве мостов можно будет сэкономить на фундаменте и опорах.
Также алюминий хорошо себя проявляет при аномально низких температурах, в то время как сталь теряет некоторые свойства при −40 градусах. Это позволяет использовать алюминий и сплавы при строительстве в северных регионах.
Перспективы алюминиевого мостостроения
«Мы участвуем в выставке-форуме «Дорога-2022» впервые и гордимся тем, что представили уникальные инновационные конструкции мирового уровня, производство которых освоено российскими предприятиями», – подчеркивает сопредседатель Алюминиевой ассоциации Ирина Казовская.
Дебютный стенд ассоциации привлек внимание федеральных и региональных чиновников. Алюминиевые конструкции и новации отечественных разработчиков заинтересовали зампредседателя правительства РФ Марата Хуснуллина.
Вместе с вице-премьером стенд посетил президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. Также экспозицию осмотрели советник президента РФ Игорь Левитин, глава Росавтодора Роман Новиков, министры транспорта Самарской, Тульской областей и Республики Марий Эл Иван Пивкин, Родион Дудник и Александр Герасименко.
Каждый из участников положительно оценил усилия членов Алюминиевой ассоциации. А это значит, у алюминиевого мостостроения в России по-прежнему большие перспективы.
Фото: пресс-служба Алюминиевой ассоциации