Спустя практически 10 месяцев после начала специальной военной операции приморский бизнес начинает оживать. Магазины возвращают акции, скидки и рассрочки на товары, а на месте ушедших брендов открываются отечественные. Как сегодня живет бизнес в Приморье, в материале «ФедералПресс».
Бизнес ищет альтернативные пути
После ухода мировых известных брендов из России на их местах начинают открываться новые бутики. Как рассказала уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина, эта ситуация дала возможность развития местным компаниям.
«Бизнес продолжает свою работу и ищет всевозможные пути своей дальнейшей работы и преодоления препятствий, в том числе и внешних. Уход тех же международных компаний, с одной стороны, это был большой минус, а с другой стороны – это дало возможность зайти другим или развиваться отечественным предприятиям. Нерешенные вопросы остаются с торговыми компаниями, которые уходили с рынка и пока что еще держат площади, но буквально в выходные я была в ТРК «Калина Молл» и видела, что скоро будет открытие двух новых бутиков, которые к нам заходят. Это говорит о том, что торговые центры работают. Конечно, говорить о том, что они восстановились я бы не стала, но руки не опускают, а продолжают работать по части привлечения новых арендаторов», – отметила Шемилина.
Она также добавила, что небольшие магазинчики, которые работают вне торговых центров не смогли преодолеть трудности: многие из них закрываются. При этом многие предприятия края запустили собственное производство. Так, в регионе уже производят кассовую и термоленты, а в скором времени и запустят в производство и автомобильные фильтры.
«Нельзя сказать, что проблем нет или удалось их все искоренить. Действительно, не хватает предприятиям поставки некоторых оборудований. Но важно, что приморские предприниматели все-таки ищут выходы и по крайней мере у меня нет информации, что им приходится закрываться. Все пытаются найти альтернативные пути», – говорит специалист.
Новые возможности
О том, что местные компании получили новые возможности проявить себя, рассказал и политолог Александр Андони. Он отметил, что рыночная экономика – это пространство постоянной саморегуляции под воздействием внешних факторов. Если раньше бизнесу приходилось подстраиваться под ужесточение правил от государства, с одной стороны, и изменение спроса или покупательской способности, с другой, то теперь к факторам давления добавились внешние, такие, как санкции и иные ограничения.
«В этой ситуации, помимо негативной стороны, есть целый ряд факторов, играющих в плюс. Во-первых, освобождение ниш, которые занимал крупный бизнес, ушедших из России компаний. Во-вторых, смягчение контроля со стороны государства. Ну и, в-третьих, самое главное: любой кризис – это окно возможностей. Используя его грамотно, можно серьезно изменить ситуацию», – отметил политолог.
Акции возвращаются в Приморье
Если еще полгода назад во многих магазинах цены начали резко расти, все акции, скидки начали пропадать, а магазины цифровой и бытовой техники и вовсе отменить рассрочки, то сегодня ситуация меняется в обратную сторону. Уже несколько недель в крупных магазинах и торговых сетях можно заметить акции и скидки, которых не наблюдалось с весны.
Так, магазины сети «Чудодей» вернули скидку в 15 % на все товары 15-го числа каждого месяца. Вновь скидки появились и в различных детских магазинах. Акции можно найти на подгузники, детское питание, а в «Бубль Гуме» вернулись «счастливые часы», когда покупатели могут получить дополнительную скидку при покупке определенных товаров. Многие акции вернулись еще раньше: в конце весны и в начале лета, как только ситуация немного успокоилась.
Стоит отметить, что в Приморье заходят и новые крупные проекты. Один из них был открыт на площадке ТРК «Калина Молл» несколько недель назад – авиатренажер самолета Boeing 737 от авиакомпании «Россия» и Dream Aero. Точная копия авиалайнера и подвижная платформа, как в профессиональных симуляторах для обучения пилотов. Несмотря на то, что минимальная стоимость полета стоит 6 300 рублей, очереди из местных жителей выстраиваются ежедневно.
Сразу два крупных проекта запустили в этом году во Владивостоке. Летом появился каршеринг электрокаров, а в декабре на рынок выходит еще один подобный сервис – Cars 7.
Но расслабляться и радоваться раньше времени не стоит, считает кандидат экономических наук Андрей Корень.
«В этом году малый и средний бизнес столкнулись с отсутствием спроса и клиентов. Это заметно», – говорит эксперт и отмечает, что не у всех дела идут одинаково хорошо или одинаково плохо. «В случае с торговыми центрами есть те, которые пользуются популярностью, а есть те, откуда люди вообще ушли. Те компании, которые связаны с Китаем, чувствуют себя более-менее хорошо, хотя бывают всплески сбоев», – подчеркнул он.
Андрей Корень добавил: будущая ситуация зависит от ряда фактора, например, от курса рубля.
«Многие компании ждут, что изменится в 2023 году. Пока что прогнозы весьма пессимистичные. Но, возможно, в следующем году будет какой-то перелом и крупный бизнес встанет на ноги, а за ним потянется малый и средний бизнес», – отметил кандидат экономических наук Андрей Корень.
Фото: ФедералПресс/Ольга Юшкова