Тюменские дороги славятся качеством и прочностью, за что регион «прописался» в рейтинге самых лучших дорог России. На сегодняшний день асфальтом покрыто 99 % сельских дорог области, ремонт центральных магистралей Тюмени ведется с привлечением цифровых технологий и нейросетей. К концу 2022 года в регионе отремонтировано более 640 тысяч км дорог – больше, чем было запланировано в начале сезона. Подробнее о дорожных работах в Тюменской области и планах на 2023 год – в материале «ФедералПресс».
Баланс благоустройства
Ежегодно в Тюменской области ремонтируют около 600 км дорожного полотна. Но в этом году строители превысили планку, протянув на 40 км дорог больше, чем планировали весной. По словам начальника Главного управления строительства Тюменской области Павла Перевалова, расставляя приоритеты в планировании ремонтных работ на селе и в городах, важно сохранять баланс.
«Сегодня 99 % жителей нашего региона проживают в населенных пунктах, которые соединены с федеральными трассами, с другими населенными пунктами дорогами с твердым покрытием. Это важный показатель. Да, есть еще населенные пункты с грунтовыми дорогами, но мы ежегодно обеспечиваем их твердым покрытием. В этом году построили дороги в трех населенных пунктах – Чернышева, Волостной и Михайловка», – подчеркнул Перевалов.
50 % ремонта дорог ведется в сельских муниципалитетах, еще половина – в городах. В первую очередь в этом году дорожники вышли на ремонт объектов Тюменского, Ишимского, Казанского районов, Заводоуковска, Ялуторовска и Тюмени. По словам начальника отдела на ремонту и содержанию дорог управления автомобильных дорог Тюменской области Алексея Живодерова, в 2022 году охвачены ремонтами были все 22 района, на дорожные работы в регионе было выделено около 6,5 млрд рублей.
Только в Тюменском районе по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» обновлено 55,4 км дорожного полотна. Здесь выполнили самый большой объем ремонтов среди других районов – строители поправили 108 объектов, в том числе рабочие поменяли 8 км асфальтобетонного покрытия между Тобольским и Велижанским трактами. В этом году каждый четвертый километр дорог построился за счет национального проекта: в регионе отремонтировано 140 участков дорог и путепроводов на 23 объектах, общая протяженность составит более 150 км.
Развязки и Обход Тюмени
Впервые по нацпроекту в Тюменской области отремонтировали две развязки на объездной областной столицы. Строители за два месяца закончили развязку на Московском тракте, капитального ремонта потребовал путепровод на Червишевском тракте.
«Мы провели обследование состояния путепровода на Червишевском тракте. Выявили отслоения выравнивающего слоя бетона. Из-за этого верхние слои не достаточно прочно держались на основании. То есть дальнейшие локальные ремонты проводить было бессмысленно. Принято решение о капитальном ремонте», – пояснил начальник отдела мостовых сооружений Управления автомобильных дорог Тюменской области Алексей Филатов.
Движение по Червишевскому тракту открыли уже в конце августа. На путепроводе отремонтировали шесть полос: обновили бетонное основание проезжей части моста, гидроизоляцию, дренажную систему, защитный и верхний слои асфальтобетона. Дорожные строители применили новейшую технологию отечественных разработчиков – полиуретан-металлический деформационный шов, который снизит износ асфальта в районе соприкосновения моста с земляной насыпью и сделает проезд более комфортным.
Кроме того, власти проектируют Южного обхода Тюмени протяженностью 21 км. Это потребовалось, чтобы разгрузить по сути городскую дорогу – улицу Федюнинского. Это одна из проблемных зон на дорожной карте Тюмени, пояснил Павел Перевалов.
«Проблемные участки – это участки, которые требуют повышенного внимания. К примеру, это областная автомобильная дорога – Обход города Тюмени. Наша объездная – это дорога с высочайшей интенсивностью движения, самая нагруженная в Тюменской области автомобильная дорога. От улицы Ямской до улицы Мельникайте, даже до улицы Теплотехников, где ТЭЦ-2, в день проезжает более 60 тысяч автомобилей», – считает Павел Перевалов.
Серьезная загруженность участка требует особого внимания к себе. Его изношенность, а значит высокую вероятность аварийности на этой дороге отмечают также специалисты областной Госавтоиспекции.
«Цифра» против аварийности
При планировании ремонтных работ региональные власти учитывают несколько факторов. По словам Павла Перевалова, ГУС руководствуется двумя принципами, которые помогают определить дороги, требующие повышенного внимания: это дороги в труднодоступных районах либо дороги с очень высокой интенсивностью.
«Ежегодно работает специализированная лаборатория, она есть в распоряжении ГУС. Эксперты определяют качество асфальтового покрытия. Если оно не соответствует нормам, планируется ремонт. Также ведется сбор пожеланий и предложений от граждан. Кроме того мы взаимодействуем с органами ГИБДД УМВД по Тюменской области. У сотрудников есть полномочия по контролю состояния автомобильных дорог», – пояснил начальник Главного управления строительства Тюменской области.
От изношенности асфальтового покрытия зависит аварийность на дорогах. Если Госавтоинспекция видит, что дороги требуют внимания, то информация направляется в ГУС и этот факт учитывается при планировании ремонтных дорог. Для мониторинга дорог в регионе применяется специальный программно-аппаратный комплекс «Мониторинг УДС». На основе нейросетевого принципа исследуется состояние трасс, что позволяет своевременно выявлять дефекты и планировать работы.
Уже сегодня «цифровизация дорог» демонстрирует положительные результаты. Начальник областного ГИБДД Андрей Миллер отмечает, что в регионе наблюдается тенденция к снижению тяжести последствий ДТП. По этому показателю регион занимает одну из лучших позиций в УрФО.
«В Тюменской области с начала года зафиксировано более 2 000 ДТП с пострадавшими. К сожалению, 129 человек погибли, более 2 700 участников дорожного движения травмированы», – привел данные статистики Андрей Миллер.
В этом году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» Тюменская область занялась разработкой и внедрением проекта Интеллектуальной транспортной системы (ИТС). К 2024 году благодаря ИТС улучшится существующая цифровая инфраструктура: автоматизируют процесс принятия решений о необходимости создания новых маршрутов и изменения существующих, система будет прогнозировать транспортную загруженность на дорогах с учетом времени суток, будних и выходных дней и аварийности на дорогах.
Не сбавляя скорость
В главном финансовом документе региона говорится, что ключевым направлением работы в сфере дорожной деятельности является увеличение автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, находящихся в нормативном состоянии, и снижение доли дорог, работающих в режиме перегруза.
В 2023 году продолжится проектирование ряда важных автомобильных дорог в Тюменской области. К примеру, разрабатывается проект развязки на улице Аккумуляторной через железную дорогу, развязки на объездной в створе улицы Калинина, автомобильный тоннель, который соединит улицы Калинина и Первомайскую с привокзальной площадью.
«Статус города с хорошими дорогами ко многому обязывает. Правильно говорят, что статус не просто получить, но сложно удержать. Мы не будем снижать объемы ремонтных дорожных работ, будем поддерживать качество тюменских дорог на высоком уровне», – сказал Павел Перевалов.
На строительство дорог в областном центре в 2023 году выделят 2 млрд 100 млн 736 тысяч рублей. Так, планируется построить надземный пешеходный переход в районе жилого комплекса «Колумб», проект уже проходит экспертизу. Возводить мост на Московском тракте начнут в начале будущего года. В 2023 году построят дороги на ул. Газовиков, ул. Муравленко, в Казарово на улицах Земляничной, Яблоневой, Петра Бабичева, в Березняках на улицах Чимеевской, Стрежевой, Каскаринской, в Ново-Патрушево на улицах К. Посьета и Никитина от Посьета до Монтажников.
Параллельно будет идти проектирование пробивки улицы Мельникайте от объездной до Червишевского тракта. Новая улица Тимофея Кармацкого обеспечит транспортную доступность районов развивающейся жилой застройки. Длина четырехполосной улицы составит 1,9 км, здесь также создадут велодорожку. Работы завершат в ноябре 2023 года.
Продолжится строительство начатых объектов. Продолжится строительство развязки на перекрестке Мельникайте и Дружбы – это первая трехуровневая развязка в городе. Также через год планируют завершить строительство развязки на федеральной трассе «Иртыш». Всего в 2023 году тюменские власти запланировали потратить на строительство и реконструкцию автомобильных дорог 2 млрд 195 млн 102 тысячи рублей.
Фото: Правительство Тюменской области
Национальные проекты