На этой неделе в Красноярске проходит «Российская креативная неделя — Сибирь». Участники обсуждают влияние творческих индустрий на развитие городской идентичности, туризма и территорий в целом.
Для Сибири новые рецепты роста очень актуальны. Специфика края — промышленного региона с уникальной природой и богатой историей, — обусловливает его сильные и слабые стороны. В ряде сибирских городов эти факторы уже учитывают при создании стратегий городского развития.
Общественные центры и самореализация
Одно из «больных мест» многих городов — отток молодежи и талантливых профессионалов в мегаполисы. Туда уезжают не столько за деньгами, сколько за более насыщенной культурной жизнью, возможностями состояться в любимом деле, шансом найти единомышленников. Путь, по которому сегодня идут все города, решающие задачу оттока жителей, — расширение возможностей самореализации и создание проектов и пространств, которые объединяют разные группы горожан.
Одним из примеров решения задачи становится развитие местных культурных проектов, которые становятся визитной карточкой территории. Так, в Увате — селе Тюменской области, начали проводить фестиваль деревянной парковой скульптуры. Сегодня на это мероприятие приезжают мастера художественной резьбы по дереву со всей России и других стран.
Другим решением становится работа еще над одной «болью» городской застройки — заброшенными пространствами. В Новосибирске так появилось одно из самых популярных мест для молодежи, арт-пространство «Подземка». Его создали на площадке, оставшейся после строительства метро. Теперь здесь работают магазины модной одежды и кафе, проводятся концерты и мастер-классы.
Безусловно, полностью проблему оттока молодежи в большие города развитие культурной жизни и работа новых кружков и общественных центров не решает. Однако такие возможности хорошо работают на продвижение территорий и привлекают молодые семьи, которые хотят растить детей в спокойной, но комфортной среде.
История и туризм
Восстановление исторической среды притягивает туристов, делает город более привлекательным для коренных жителей, формирует его идентичность и бренд. Но, по словам экспертов, важен баланс между историей и возможностями города. Сохранение культурного наследия должно стимулировать экономическое и культурное развитие территории, а не становиться дополнительным отягощением местного бюджета.
В Иркутске эту задачу решают за счет привлечения бизнеса и профессиональных сообществ. Выступая соинвесторами проекта, предприниматели участвуют в формировании комплексной среды, сочетающей историческую застройку и современные пространства, которые формируют поток посетителей и помогают развивать экономику города.
В Тобольске реконструкцию исторического облика встроили в общую стратегию городского развития с опорой на запросы горожан. Реставрация памятников архитектуры, создание гостевых маршрутов и развитие сферы гостеприимства стали частью большой программы «Тобольск настоящий», которую реализуют региональные и городские власти в партнерстве с СИБУРом. Программа направлена на создание комфортных условий для жизни в городе и развитие туризма. Соавторами программы стали более 11 тысяч тоболяков, которые участвовали в общественных слушаниях, опросах и проектировании пространств под руководством урбанистов.
Наталия Лазарева, руководитель департамента рекламы, маркетинга и PR крупного уральского туроператора «ВЕДИ ГРУПП УРАЛ» отмечает, что реализация программы повлияла на привлекательность города для туристов: «В последнее время однозначно можно отметить стабильный турпоток в город. Тобольск — направление с мощным экскурсионным потенциалом — стал городом с качественным рядом всех необходимых услуг: принимающих компаний, размещением, питанием, транспортом. Экскурсионная составляющая получила значительное развитие: есть адаптация экскурсионных программ для людей любого возраста, увеличилось количество и повысилось качество объектов показа, появляются новые туристические маршруты».
Развитие городской среды
О том, как органично вписать историю в современный контекст, опираясь на насущные потребности горожан и их мнение о том, каким должен быть город, рассказывает Александр Зальцман, руководитель проектов Citymakers: «Единого ключа к успеху нет, но есть несколько обязательных условий. Во-первых, участие всех сторон в формировании задания на улучшение городского пространства. Учет пожеланий различных групп позволяет реализовать общественный заказ и избежать конфликтов. Во-вторых, поэтапная подготовка: вовлечение населения, исследование территории, концепция, проект. В-третьих, привлечение экспертизы от компаний или лиц, имеющих опыт работы в разных городах, и возможность на его основе предлагать новые для города практики использования пространства».
Опорой для поиска баланса между потребностями всех заинтересованных сторон может стать как раз история. Анна Ищенко, чье архитектурное бюро Wowhaus разрабатывает туристический мастер-план сибирского Тобольска, рассказывает, как это может быть применимо на практике: «Мы начинаем работу с построения диалога между жителями, бизнесом, городской администрацией и архитекторами и находим точки соприкосновения, из которых можно выращивать стратегии развития. Это касается не только города в целом, но и его отдельных элементов. Например, заборов — символов границ частной собственности. В российском атомизированном обществе каждый собственник считает важным отгородить свое пространство. Чтобы это изменить, нужно работать не только с нормативной базой, но и с обществом — снижать уровень тревоги, повышать общую безопасность, улучшать соседские связи. Если говорить о Тобольске, особенно о Нижнем Посаде, где много частных домов, то с подачи городской администрации мы разработали несколько типологий ограждений, основанных на традиционном сибирском дизайне. Мы ездили по деревням Тобольского района, где сохранились очень красивые ограждения, фиксировали интересные примеры. Планируется за счет государства заменить заборы, выходящие на основные улицы, а далее разработать регламенты для установки новых ограждений. Мы должны сделать так, чтобы город — такой, каким он сложился на настоящий момент, — стал лучшей версией себя».
Развитие местных сообществ
Чтобы город жил и расцветал, «инициативы сверху» недостаточно — драйверами развития территории выступают люди. Поэтому необходимо вырастить и поддержать местных лидеров и предпринимателей, которые будут создавать значимые для жителей продукты и услуги.
Томская область, студенческая столица страны, активно вкладывается в поддержку молодежи. По словам представителей власти, именно развитие молодых людей — стратегия долгосрочного успеха всего региона. Здесь развивается «Креативная городская экспедиция» — студенты изучают методы и инструменты сервис-дизайна, занимаются исследованиями города, применив полученные знания на практике, и проектируют маршруты для студенческого и научного туризма.
В Новокузнецке также делают ставку на креативный сектор. Здесь в последнее время заметен рост сегмента HoReCa (отели, рестораны и кафе), стали появляться независимые проекты в сфере IT, образования и культуры. В городе строится «Сибирский кластер искусств», который, как предполагается, даст толчок развитию креативных индустрий.
Местную инициативу поддерживают и в рамках федеральных программ. «Более 30 сибирских городов участвуют в Программе государственной корпорации развития ВЭБ.РФ «Пять шагов для городов», главная цель которой - простые и быстрые решения, направленные на повышение качества жизни в городах, — говорит главный управляющий партнер по городскому развитию ВЭБ.РФ Ирина Макиева. — Например, в Тюмени в рамках реализации Программы уже созданы карманные парки, совместно с горожанами высажены деревья, открыты экологические маршруты, созданы объекты уличного искусства, установлена новая скейт-площадка. Мы видим, что сибирские города работают над тем, чтобы стать устойчивыми с точки зрения экологии, комфортными и интересными как для своих жителей, так и для туристов. При этом все проекты реализуются с учетом мнения горожан».
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press / globallookpress.com; Виталий Белоусов / РИА Новости; ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин