Регионы Дальнего Востока регулярно попадают в топ-30 регионов по количеству и объемам выданных кредитов. Экономические сложности 2020 и 2022 года не повлияли на общую картину: жители Приморского и Хабаровского краев активно берут у банков большие суммы. Но только не на покупку авто. Сколько и на что жители ДФО берут в долг у кредиторов и почему покупают авто за свои средства – в материале «ФедералПресс».
Кредитов, как у москвичей
Национальное бюро кредитных историй регулярно публикует рейтинги российских регионов по уровню закредитованности на различные цели. Рассказывают не обо всех регионах, а только о 30 с самыми большими суммами займов.
Почти во всех рейтингах в этом топ-30 есть и дальневосточники: Приморский край и Хабаровский. Редко встречается Якутия.
Например, в феврале приморцы в среднем брали ипотеку размером в 4 739 385 рублей. Больше суммы только в Москве и области, а также Санкт-Петербурге и области. Хабаровский край на седьмом месте: 4 087 308 рублей. За год, с февраля 2021 года, средний размер ипотеки в ДФО вырос на 29–34 %.
Закредитованность потребкредитами не такая высокая. Например, по итогам третьего квартала 2022 года Приморский край – на 18 месте. За это время банки выдали местным жителям 13 миллиардов рублей в качестве потребительских кредитов. В Хабаровском крае – 9,4 миллиарда выданных кредитов, а в Якутии – 9,3 миллиарда. Больше дальневосточников в топ-30 нет.
Кандидат экономических наук Андрей Корень считает, что ничего удивительного в такой статистике, особенно в положении Приморья в рейтинге размеров ипотечных кредитов нет.
«По ипотеке мы всегда были лидерами: стоимость жилья в регионе очень высокая. Особенно с учетом того, что предоставляют дальневосточную ипотеку под два процента, и многие на цены не смотрят, все равно пытаются ее брать. В целом закредитованность в регионе всегда была высокая», – говорит экономист.
Важно отметить, что средний персональный кредитный рейтинг дальневосточников при высоких ипотеках и большом количестве потребительских кредитов достаточно низкий.
Само Бюро классифицирует рейтинги следующим образом: от 1 до 149 – низкая кредитоспособность, от 150 до 593 – средняя. От 594–903 – высокая и до 999 – очень высокая.
В Приморском крае ПКР в среднем установился на уровне 431 балла. В Хабаровске – 418. Для сравнения: в среднем по стране персональный кредитный рейтинг – 431, в Москве – 517, в Петербурге – 507. В этих городах, напомним, ипотечные кредиты не многим больше, чем в Приморье.
Дальневосточники не берут машины в кредит
При достаточно большой закредитованности жители ДФО не попали в топ-30 регионов с большими автокредитами. И это при том, что за первые восемь месяцев 2022 года Владивостокская таможня оформила более ста тысяч ввезенных иномарок из Японии и других соседних стран.
Но кредиты на их покупку не брали. Во всяком случае не так много, чтобы попасть в рейтинги НБКИ. Потребительские кредиты весной 2022 года в ДФО также не выросли и не выбились из нормы: объемы снижались, как и в среднем по стране.
«Нас не касается, откуда эти деньги. Человеку говорят стоимость авто и какой у него должен быть запас: в какую цену машина обойдется уже во Владивостоке», – ответил представитель одной из компаний, которые привозят авто во Владивосток из Японии. Официальных автокредитов на покупку, по его словам, люди не оформляют.
Андрей Корень объяснил этот региональный феномен особенностями менталитета и расположения.
Дело в том, что большая часть автокредитов в России – это льготные либо на авто, собранные в России. Но на Дальнем Востоке такие машины не любят, до сих пора авто везут из Японии. Но есть и еще одно объяснение отсутствия ДФО в топ-30 регионов с большими автокредитами:
«Часто при покупке авто используют механизмы рассрочки. И они как автокредиты не проходят. Ну и вторая причина в том, что рынок авто изначально насыщенный», – объясняет эксперт.
По данным Drom.ru, средняя цена подержанной японской машины на Дальнем Востоке – 500 тысяч рублей. Леворульные стоят дороже – 750 тысяч. В 2022 году самыми популярными авто стали: Honda Fit средней стоимостью 575 тысяч рублей, Toyota Corolla по цене 262 тысячи рублей и Toyota Corolla Fielder – 742 тысячи рублей.
Получается, что дальневосточники, благодаря «запасу прочности» привезенных японок до 2010-х годов (пока пошлины не стали столь заградительными), могут позволить себе обновлять авто без больших долгов банкам. А вот бытовые вопросы, и тем более квартирные, без банков решить сложно. Тут «запаса прочности» уже нет.
Фото: ФедералПресс / Анастасия Полетаева, скриншот НБКИ