Top.Mail.Ru
Экономика
Приморский край
0

Откуда у дальневосточников деньги на новые авто: автокредиты не берут

Дальневосточники покупают машины без банков
Дальневосточники покупают машины без банков

Регионы Дальнего Востока регулярно попадают в топ-30 регионов по количеству и объемам выданных кредитов. Экономические сложности 2020 и 2022 года не повлияли на общую картину: жители Приморского и Хабаровского краев активно берут у банков большие суммы. Но только не на покупку авто. Сколько и на что жители ДФО берут в долг у кредиторов и почему покупают авто за свои средства – в материале «ФедералПресс».

Кредитов, как у москвичей

Национальное бюро кредитных историй регулярно публикует рейтинги российских регионов по уровню закредитованности на различные цели. Рассказывают не обо всех регионах, а только о 30 с самыми большими суммами займов.

Почти во всех рейтингах в этом топ-30 есть и дальневосточники: Приморский край и Хабаровский. Редко встречается Якутия.

Например, в феврале приморцы в среднем брали ипотеку размером в 4 739 385 рублей. Больше суммы только в Москве и области, а также Санкт-Петербурге и области. Хабаровский край на седьмом месте: 4 087 308 рублей. За год, с февраля 2021 года, средний размер ипотеки в ДФО вырос на 29–34 %.

Закредитованность потребкредитами не такая высокая. Например, по итогам третьего квартала 2022 года Приморский край – на 18 месте. За это время банки выдали местным жителям 13 миллиардов рублей в качестве потребительских кредитов. В Хабаровском крае – 9,4 миллиарда выданных кредитов, а в Якутии – 9,3 миллиарда. Больше дальневосточников в топ-30 нет.

Кандидат экономических наук Андрей Корень считает, что ничего удивительного в такой статистике, особенно в положении Приморья в рейтинге размеров ипотечных кредитов нет.

«По ипотеке мы всегда были лидерами: стоимость жилья в регионе очень высокая. Особенно с учетом того, что предоставляют дальневосточную ипотеку под два процента, и многие на цены не смотрят, все равно пытаются ее брать. В целом закредитованность в регионе всегда была высокая», – говорит экономист.

Важно отметить, что средний персональный кредитный рейтинг дальневосточников при высоких ипотеках и большом количестве потребительских кредитов достаточно низкий.

Само Бюро классифицирует рейтинги следующим образом: от 1 до 149 – низкая кредитоспособность, от 150 до 593 – средняя. От 594–903 – высокая и до 999 – очень высокая.

В Приморском крае ПКР в среднем установился на уровне 431 балла. В Хабаровске – 418. Для сравнения: в среднем по стране персональный кредитный рейтинг – 431, в Москве – 517, в Петербурге – 507. В этих городах, напомним, ипотечные кредиты не многим больше, чем в Приморье.

Дальневосточники не берут машины в кредит

При достаточно большой закредитованности жители ДФО не попали в топ-30 регионов с большими автокредитами. И это при том, что за первые восемь месяцев 2022 года Владивостокская таможня оформила более ста тысяч ввезенных иномарок из Японии и других соседних стран.

Но кредиты на их покупку не брали. Во всяком случае не так много, чтобы попасть в рейтинги НБКИ. Потребительские кредиты весной 2022 года в ДФО также не выросли и не выбились из нормы: объемы снижались, как и в среднем по стране.

«Нас не касается, откуда эти деньги. Человеку говорят стоимость авто и какой у него должен быть запас: в какую цену машина обойдется уже во Владивостоке», – ответил представитель одной из компаний, которые привозят авто во Владивосток из Японии. Официальных автокредитов на покупку, по его словам, люди не оформляют.

Андрей Корень объяснил этот региональный феномен особенностями менталитета и расположения.

Дело в том, что большая часть автокредитов в России – это льготные либо на авто, собранные в России. Но на Дальнем Востоке такие машины не любят, до сих пора авто везут из Японии. Но есть и еще одно объяснение отсутствия ДФО в топ-30 регионов с большими автокредитами:

«Часто при покупке авто используют механизмы рассрочки. И они как автокредиты не проходят. Ну и вторая причина в том, что рынок авто изначально насыщенный», – объясняет эксперт.

По данным Drom.ru, средняя цена подержанной японской машины на Дальнем Востоке – 500 тысяч рублей. Леворульные стоят дороже – 750 тысяч. В 2022 году самыми популярными авто стали: Honda Fit средней стоимостью 575 тысяч рублей, Toyota Corolla по цене 262 тысячи рублей и Toyota Corolla Fielder – 742 тысячи рублей.

Получается, что дальневосточники, благодаря «запасу прочности» привезенных японок до 2010-х годов (пока пошлины не стали столь заградительными), могут позволить себе обновлять авто без больших долгов банкам. А вот бытовые вопросы, и тем более квартирные, без банков решить сложно. Тут «запаса прочности» уже нет.

Фото: ФедералПресс / Анастасия Полетаева, скриншот НБКИ

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.