Опекуны и приемные родители Челябинской области подготовили список проблем, с которыми им приходится сталкиваться практически каждый день. Предложения, как их решить на законодательном уровне, чтобы детей-сирот на Южном Урале стало меньше, инициативная группа направила в министерство социальных отношений. Первоочередные: определиться со статусом приемных родителей, не лишать их льгот для детей-инвалидов, которые опекаемые имели бы в кровных семьях, снять с несовершеннолетних долги их биомам и биопап. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Зарплата или вознаграждение
Больная тема для всех приемных семей – странный статус родителей. Опекуны заключают договор на воспитание детей до 18 лет и получают по нему около 6000 рублей в месяц. Эти деньги называют «вознаграждением» и законодательно в Челябинской области считают доходом, с них платят налог 13 %.
Пенсионный фонд считает «вознаграждение» зарплатой и не индексирует пенсии приемных родителей. Но при обращении в другие организации и службы происходит иная ситуация, о которой рассказал Станислав Комаров, ставший приемным родителем 8 лет назад.
«Собрались ребенку взять новую мебель, так как из старой он вырос, кредит не дают. «Так вы не работаете», – заявляют. Пенсию не индексируют: «Вы же работаете, получаете 6 тысяч как приемный родитель!». Если мы работаем, то платите хотя бы минималку, если мы не работаем, то индексируйте пенсию. Определитесь уже наверху», – возмущен он.
Кроме того, из-за «вознаграждения», если приемный родитель потерял работу, обратиться за пособием по безработице он не может.
«Считаем необходимым поднять оплату приемного родителя до МРОТ за воспитание КАЖДОГО принятого в семью ребенка! А если детей в семье трое и более, то нужно платить не только одному родителю, но и второму. Это увеличит шансы ребенка попасть в полную семью и получить максимум внимания и заботы», – написали в коллективном обращении в минсоц представители инициативной группы замещающих семей (пунктуация и орфография сохранена. – Прим. ред.).
Дети есть – материнского капитала нет
Отдельно стоит вопрос прав и обязанностей. Обязанности приемным родителям передают по ребенку полностью, а вот прав на многое они не имеют. Например, вопрос с материнским капиталом.
У челябинки Надежды Гавриленко четверо кровных детей. Еще она взяла опеку над двумя внуками дочери, которую лишили родительских прав. У одного из мальчиков ДЦП, средства материнского капитала она хотела направить на реабилитацию ребенка, который остался сиротой. Однако как раз из-за лишения родительских прав его биоматери выплата не положена.
«Право на дополнительные меры господдержки семей, имеющих детей, не наступило. А дети-то в чем виноваты? Они и так сироты. Прям до слез. Почему ребенок оказывается заложником ситуации? А опекунов, получается, наказывают за родителей? Что-то с этой дырой в законе нужно делать. Обязанности на нас переходят, а прав мы лишены», – рассказывает «ФедералПресс» Гавриленко.
Так как нет у опекунов права пойти в декрет, если малыш еще мал, приемные мамы просто увольняются с работы, когда оформляют опеку.
Опекунам не положено
Не понимают, в чем провинились и опекуны детей-инвалидов. Кровный родитель такого ребенка может по закону получать 10 000 рублей в месяц по уходу за ребенком.
«Выйти на работу у меня не получается, потому что двое детей-инвалидов в семье. Но получать, как родной родитель, выплату не могу, так как у нас есть вознаграждение в 6000 и дополнительно 20 % на второго ребенка. Но внимания вторая дочка требует не на 20 %, а также на все 100», – делится ситуацией с «ФедералПресс» приемная мама, просившая не называть ее имени.
Еще, по словам женщины, очень нужна бесплатная няня на несколько часов в неделю, чтобы опекуны смогли сходить в магазин или решить неотложные дела без того, чтобы тащить с собой особенных детей, которые тяжело переносят такие вылазки.
Инициативная группа родителей предложила в своем обращении в региональный минсоц: «Организовать в нашем городе проект, похожий на проект «Передышка», дающий приемным родителям несколько часов свободного времени и предоставляющий им бесплатные услуги бебиситтера. Приемные семьи-участники проекта получают до 16 часов помощи няни в месяц. Считаем необходимым подобный проект в нашем городе, поскольку отпуска у нас нет».
Проблем очень много
При этом замещающим семьям за пределами Челябинска не хватает элементарного: психологической и медицинской помощи. В семье Галимовых, живущей на станции Таянды, трое приемных детей. Когда одной из девочек из-за особенностей развития понадобился психолог, опекунам сказали: «Вы знали, кого брали. Не справляетесь – сдайте».
«Мы знали, что проблемы ложатся на опекунов, есть опыт. Старший мальчик у нас уже 10 лет в семье. Мы никого сдавать не собираемся. Но до первого класса у нас девочки-сестренки, которых мы взяли в 2013 году, по документам были здоровы, а позже выяснилось, что в доме ребенка дали неполную информацию. Сейчас нужна помощь психолога», – делится с «ФедералПресс» Мария Галимова.
Также приемная мама посетовала, что практически невозможно отправить на отдых самих детей. Путевки для них соцзащита выдает, но детские лагеря не берут ребят с особенностями: просто нет условий. «Если бы отдых организовали по принципу «Мать и дитя», мы бы следили за ними», – предположила Мария.
Среди пула проблем: долги по ЖХК, которые ложатся на детей за их биородителей, отсутствие льгот при поступлении в ПТУ особенных ребят, которые не могут сдать экзамены и рискуют остаться без профессии, трудности с оформлением под опеку тех, у кого родители в тюрьме – дети могут находиться в неопределенном положении годами.
«Эти проблемы копятся годами и никак не решаются. По каждому вопросу мы предлагаем свое решение, основанное на видении трудностей изнутри. При необходимости мы готовы к сотрудничеству для поиска самых верных и оптимальных решений», – предлагают минсоцу опекуны и приемные родители Челябинской области.
Предложения инициативной группы обещали учесть при рассмотрении вопросов по внесению изменений в действующее законодательство Челябинской области. Приемные родители надеются, что это не просто отписка от минсоца, а к их словам действительно прислушаются.
«Инициативные граждане позволяют увидеть направление совершенствования законодательства. Это особенно важно. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, – зона повышенной чувствительности. Именно отношение государства к инвалидам свидетельствует об уровне развитости гуманизма в общественной системе. В условиях ментальной войны эта зона требует идеологического переосмысления», – предупреждала еще в мае сенатор от Челябинской области Маргарита Павлова.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин