Top.Mail.Ru
Общество
Нижегородская область
0

Стоп-слова для медиков: что Минздрав запретил говорить пациентам при записи на прием

Мера призвала увеличить удовлетворенность граждан работой врачей
Мера призвала увеличить удовлетворенность граждан работой врачей

Министерство здравоохранения РФ выпустило документ с методическими рекомендациями для врачей и других сотрудников больниц. Новые правила регламентируют общение с пациентами во время дистанционной записи на прием и работу с жалобами. «ФедералПресс» узнал, какие слова и выражения попали под запрет и как теперь будет выглядеть разговор доктора с больным.

Зачем нужен новый документ?

По словам авторов рекомендаций, ключевая задача медиков, работающих в учреждениях Минздрава, состоит в решении медицинской проблемы пациента. Для того чтобы выполнить ее с максимальной эффективностью, нужно грамотно общаться с человеком «с момента обращения через канал записи», используя скрипты разговора или речевые модули.

Правильно выстроенное общение поможет медику, принимающему звонок, «грамотно выстроить ответы на любые возражения, четко и убедительно сформулировать преимущества того или иного предложения, легко и безболезненно работать с жалобами».

«Недопустимы в употреблении фразы и интонации: демонстрирующие безучастность и безразличие; трактуемые как попытка уйти от ответственности или прямо говорящие о безответственности, отражающие безынициативность или нежелание помочь; любые оценочные суждения, прямые или завуалированные оскорбления; фразы, не несущие конкретного смысла», – сказано в методических рекомендациях.

По мнению Всероссийского союза пациентов, документ может быть расценен как старт внедрения пациент-ориентированного подхода в российском здравоохранении.

Какие слова запретили использовать медикам?

Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава предлагает организовать работу с больными таким образом, чтобы минимизировать очные обращения и информационные запросы от пациентов. Добиться этого предлагается «за счет устранения дефектов информирования пациентов через сайт медицинской организации, стендов с информацией и другими пассивными методами», в том числе – изменив стиль общения с пациентами.

Фразы-провокаторы, которых нужно избегать:

  • обращения «женщина», «девушка», «молодой человек», «мужчина» (заменяются на имя пациента или местоимение «вы»);
  • «ваша проблема» (заменяется на «наш вопрос» или «наша с вами ситуация»);
  • «Это же не я вас неправильно проконсультировал(а)», «Что вас еще не устраивает?», «А мы-то здесь при чем?» и другие обвинения (заменяются на извинения и вопрос, чем еще можно помочь);
  • уменьшительно-ласкательные слова и выражения «не могу» или «не можем».

При этом составители правил уточняют, что речевые обороты для общения с пациентами вариативны и могут меняться в зависимости от особенностей системы здравоохранения в конкретном регионе. Главное, чтобы процент граждан, удовлетворенных медицинской помощью в госучреждениях, непрерывно рос.

«Первое впечатление складывается уже в момент первого контакта – записи на прием к врачу. Сегодня проводится большая работа по повышению доступности и эффективности дистанционной записи. Новые рекомендации призваны сделать взаимодействие с пациентом благожелательным и конструктивным», – приводит слова помощника министра здравоохранения России Алексея Кузнецова издание «Коммерсант».

Глава минздрава Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов полагает, что скорректировать общение стоит не только докторам и другому медперсоналу – симметричного шага чиновник ожидает и от пациентов.

«Я, например, категорически не приемлю фразу «что вы хотите в вашем возрасте». Общаться надо правильно! Но, безусловно, это дорога с двусторонним движением. В этом и выражается партнерство медицины и пациента», – объяснил министр в своем телеграм-канале.

Фото: Федерал Пресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.