Близятся зимние праздники – Новый год и Рождество. Земля в очередной раз обошла круг вокруг солнца. В эти дни мы привыкли наряжать елки, дарить подарки, готовить оливье, ходить в гости, устраивать фейерверки. Однако отмечать главный зимний праздник можно совсем по-другому и даже не зимой. О том, как отмечали начало нового календарного периода поморы, вепсы, саамы и ненцы, – в новогоднем выпуске спецпроекта «ФедералПресс» «Энциклопедия коренных народов».
К вепсам – на Святки
Вепсы Новый год празднуют в течение многодневного периода, который длится от Рождества Христова до Крещения. Это время называлось Syndyma.
Представители этого народа верят в магию первого дня: все, что произойдет в первый день, распространится на весь наступающий год. Поэтому, если не хочется убытков, в первый день нельзя ничего отдавать из дома, а если не хочется потерять скот – нельзя выбрасывать навоз из хлева. Если в первый день дом посетит мужчина, это положительный знак, если женщина – отрицательный.
Также в вепсских деревнях женщины ранним утром старались успеть первыми к колодцу — считалось, что первая зачерпнувшая воду с льдинками женщина будет потом весь год собирать больше всех сметаны и сливок. Вода считалась символом изобилия молочных продуктов.
Наличие в первый день большого количества еды означало сытый год для обитателей дома. В первый день Нового года относили горшок загусты (каша из ржаной муки с молоком и маслом) на гумно и просили там одновременно Иисуса Христа, св. Михаила, «хозяев риги» и «духа зерна» принять участие в семейной трапезе. Вепсы верили, что такие действия помогут получить хороший урожай в начинающемся году.
Рождество праздновалось более торжественно, чем Новый год, благодаря его церковным элементам: праздничному богослужению, звону колоколов, христославлению с участием духовенства, взрослых и детей.
К саамам – пошаманить
Саамы раньше Новый год не отмечали, потому что для них Дед Мороз – злой старик, который морозит. Сейчас они празднуют Новый год по-европейски.
Более значимым, чем Новый год, у этого народа считается Праздник чистого снега, который отмечают 7 января. В этот день саамы разводят костер на березе, срезанной еще летом для этого ритуала. На огне они варят чаи из трав и уху из семги. Праздничный обед они едят прямо у костра, на снегу.
Также они водят хороводы вокруг этого костра, загадывая желания. Это происходит так: все участники праздника берутся за руки и по приказу шамана – нойды – закрывают глаза, желая исполнения чего-либо сокровенного.
К ненцам – на хороводы вокруг костра
Ненцы не отмечали Новый год, но в течение многих веков 7 января ездили к священным местам, где совершались ритуалы. Они просили своих богов о снисходительности к оленям и людям в предстоящем году. Также они разводили костры и водили вокруг них хороводы.
Кроме того, ненцы загадывают желания и завязывают ленточки на священном для них дереве – березе, а также обмениваются подарками. Большое внимание в праздники они уделяют детям. Считается, что, если обидеть ребенка, добрые духи рассердятся и покинут вас.
К ижорам – на колядки
Ижоры тоже не отмечали Новый год. А украшения, которые предназначались для елки, они вешали на себя. Представители древнего малочисленного народа праздновали Рождество 7 января. В этот день все непременно отправлялись в церковь на всенощную, утром от дома к дому ходили дети и пели рождественские песни.
Все святки каждый вечер гадали. На четвертый день Рождества молодые начинали ходить из дома в дом и колядовать — пели восхваляющие песни в честь хозяев, которые в ответ угощали. Заранее делали из бересты маски, лица красили углем или мелом, надевали старые кафтаны, на спину приделывали «горб», в руки брали посох. Чтобы никто не узнал ряженых, они пели искаженными голосами.
К поморам – на Новый год в сентябре
По поморскому календарю Новый год наступает 14 сентября. В поморский Новый год проводят Маргаритинскую ярмарку. Это крупнейший международный базар Поморья с XVI века. Раньше ярмарка длилась месяц. Мероприятие до сих пор проходит в Архангельске.
Также отмечают Новолетие праздничным шествием поморских лоцманов – «вожей». Это происходит так: у ворот Архангельского гостиного двора ставят длинный стол. За ним собираются старейшие лоцманы и фольклорные коллективы Поморья. По кругу запускают большую медную чашу с пивом. После опустошения моряки наполняют ее мелкими монетами. Когда наступают сумерки, емкость в сопровождении факельщиков несут к берегам Северной Двины. Деньги вожи пригоршнями бросают в воду с возгласами благодарности за удачную навигацию.
Затем лоцманы с помощью факелов поджигают плавучий маяк, который располагается напротив мыса Пур-наволок у корабельной архангельской пристани. Это происходит под звон колоколов, которые оповещают о наступлении церемонии проводов уходящего года, Кроме того, производится выстрел из городской пушки – это момент наступления поморского Нового года и начало осени.
Еще один обряд – похороны насекомых: мух, комаров, тараканов и клопов. Насекомое отпевали и поминали, причитали, как положено, проводили панихиду. Есть поверье, что насекомые связаны с душами умерших родственников и персонажами низшей демонологии.
Также в Новолетие поморы не закрывали двери в избы, чтобы в дом вошло новое счастье, рядом же со входом клали старый веник, который символизировал уходящий год. Согласно преданию, поморы верили, что все люди, которые перешагнули через этот веник, очищались от всего нехорошего, что происходило в уходящем году.
Фото: Dmitry Chasovitin / Global Look Press / globallookpress.com