В прошлом году в Новосибирской области должны были реализоваться самые разные крупные строительные проекты: спорткомплексы, лечебные учреждения, дорожные развязки. Однако во многих случаях долгожданного ввода в эксплуатацию так и не произошло. «ФедералПресс» составил список объектов, открытие которых затягивается, и попытался понять, почему так произошло.
Вышли из графика
ЛДС и станция метро «Спортивная»
В эти дни Новосибирск должен был принимать молодежный чемпионат мира по хоккею (МЧМ) в новом Ледовом дворце. Мероприятие не состоялось из-за международных санкций, однако объект обещали все же достроить в срок. Однако из всего проекта для гостей пока открыт только парк вокруг строящегося спорткомплекса.
30 декабря областное правительство заявило, что получен акт о вводе в эксплуатацию ЛДС, но его двери для широкой публики все еще закрыты. А из новостей на сайте областного правительства за 2023 год следует, что подготовка объекта продолжается, например, «специалистам осталось залить последний защитный слой ледового покрытия», и «после завершения этих работ будут установлены хоккейные ворота». О том, когда здесь пройдут первые состязания, не говорится ничего, хотя еще полгода назад губернатор Андрей Травников обещал, что первый матч состоится в 2022 году.
С инфраструктурой дело обстоит еще хуже. В ноябре был задержан глава МУП «МетроМир» Александр Мысик, отвечавший за строительство станции метро «Спортивная», подъездных дорог к ЛДС и системы ливневой канализации. Прокуратура настаивает, что при строительстве дорог использовались дешевые некачественные материалы, а ущерб бюджету составил минимум 359 миллиона рублей. Впрочем, сейчас говорят, что дороги все же введут в эксплуатацию без переделки. Станция метро «Спортивная», строившаяся к молодежному чемпионату мира по хоккею, так и не сдана, хотя, по утверждению губернатора, монтажно-строительные работы на ней завершены. Согласно документам, которые обнародовал депутат горсовета Александр Бурмистров, не завершено и строительство коллектора и очистных сооружений для ливневых вод на территории, примыкающей к ЛДС.
Общественник Владимир Кириллов в беседе с «ФедералПресс» заявил, что необходима проверка качества песка и под самим зданием ЛДС – вероятно, что использовалось то же самое сырье, что и в подъездных дорогах, вокруг которых сейчас ведутся разбирательства.
Министерство строительство Новосибирской области в ответ на запрос «ФедералПресс» сообщило, что строительно-монтажные работы на ЛДС завершены, «мероприятия по строительству подъездных путей к МФЛА, предусмотренные проектной документацией, завершены, за исключением сезонных работ», «мероприятия по обустройству ливневой канализации возле МФЛА, предусмотренные проектной документацией, выполнены в соответствии с выданными техническими условиями», а вопросы дальнейшей организации работы ЛДС не входят в полномочия министерства строительства.
Первоначально стоимость ледовой арены оценивалась в 10 миллиардов рублей, в итоге она подорожала до 14,4 миллиарда. Еще более 10 миллиардов пришлось на остальные объекты комплекса.
7 поликлиник
Как ранее сообщал «ФедералПресс», еще в августе прошлого года должен был состояться ввод в эксплуатацию семи поликлиник, строящихся на условиях частно-государственного партнерства. В реальности работы велись только на трех объектах, и ни один из них так и не был запущен. При этом стоимость работ выросла втрое – до 21 миллиарда рублей.
Частным партнером в проекте выступает «Седьмая концессионная компания» группы «ВИС».
В министерстве здравоохранения на запрос «ФедералПресс» к моменту публикации не ответили.
4-й мост через Обь
Реализация проекта началась с подписания в 2017 году концессионного соглашения между областным правительством и «Сибирской концессионной компанией», также входящей в группу «ВИС». Инициативу критиковали общественники, депутаты и даже мэр Новосибирска Анатолий Локоть, однако ее поддерживал губернатор Андрей Травников.
Изначально планировалось сдать мост к началу МЧМ, но в концессионное соглашение заложили срок окончания строительства – конец 2023 года. В конце 2022 года готовность моста, по утверждению группы «ВИС», составила 60%.
Стоимость работ постоянно росла. Например, в 2021 году смету увеличили с 37,2 миллиарда до 43,5 миллиарда рублей, а в декабре 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин заявил о выделении дополнительных 7 миллиардов рублей из федерального бюджета из-за роста цен на материалы.
Бесконечный Восточный обход
Восточный обход длиной 80 километров должен был соединить Северный объезд с Чуйским трактом. Первый этап объекта начали строить еще в 2013 году, но подрядчик «Сибмост» вскоре обанкротился. Поскольку цены на материалы росли, а смета оставалась прежней, других желающих заняться проектом долгое время не было.
В 2021 году стройку удалось разморозить. Теперь срок завершения строительства планируется на 2027 год.
Идут по графику
СКИФ
Особняком стоит, точнее строится, большой синхротрон СКИФ. Общая стоимость его строительства сравнима с 4-м мостом – 37 млрд рублей. В отличие от большинства крупных новосибирских строек, нет сообщений об отставании от графика. Проект строится в рамках федеральной программы. Подрядчиком выступает строительный холдинг «Титан-2» (Москва), а оборудование изготавливается в Институте ядерной физики имени Г. И. Будкера (Новосибирск).
СКИФ – проект класса мега-сайнс, он должен стать точкой притяжения ученых со всего мира и инновационных разработок в сферах фармацевтики, материаловедения и катализа.
Даже не начали
Мусоросортировочные заводы
Еще в 2016 году при губернаторе Владимире Городецком была заключена первая «мусорная концессия». Документ предполагал, что малоизвестная на тот момент фирма «Экология-Новосибирск» получит весь рынок переработки ТКО области – с гарантированными объемами. Взамен она должна была построить два новых мусоросортировочных завода и два полигона для захоронения мусора. Срок строительства был определен в 33 месяца с момента передачи земельных участков.
Концессия вызвала множество споров. В 2017 году, когда регион возглавил Андрей Травников, он говорил о возможном расторжении договоренностей. Это действительно произошло – но только в 2022 году. Никаких объектов за этот период построено не было, но контрольный пакет «Экологии-Новосибирск» купила группа «ВИС», компания получила статус регионального оператора, а затем попала в процедуру банкротства.
Сейчас проходит конкурс на заключение новых (теперь двух) концессионных соглашений по переработке мусора.
Онкоцентр
О проекте нового онкоцентра в Новосибирске говорят уже 14 лет. Потребность в нем очевидна: за год в области от онкологических заболеваний умирает 6 тысяч человек. Действующие же учреждения так разбросаны по городу, что пациентам в тяжелом состоянии приходится метаться между ними. Существует областной онкодиспансер, однако посетители жалуются, что провести в очереди здесь можно несколько часов.
Вопрос о строительстве нового объекта поднимается и затем замораживается. Например, в 2020 году называлась дата постройки – 2024 год. Но сегодня очевидно, что к обозначенному времени этого не произойдет.
Фото: Svetlana Vozmilova / Global Look Press / globallookpress.com, Serguei Fomine / Global Look Press / globallookpress.com,