Жители Карелии и туристы, которые прибывают в «край озер», зачастую сталкиваются с проблемой бездорожья. В некоторых районах школьники вынуждены добираться до образовательного учреждения по убитым трассам, а путешественники не могут доехать до достопримечательностей. Как планируют решать проблему с бездорожьем в регионе – в материале «ФедералПресс».
Где в Карелии ад для автомобилиста
В соцсетях множество жалоб на состояние трасс в Карелии. «Когда будет нормальная дорога Пудож – Каргополь, ехать невозможно 182 км ада, грубо говоря», – спрашивают местные жители. В ответ власти сообщают о планах заняться ремонтом в 2025–2026 годах.
Дорожное полотно в Калевальском районе путешественники описывают как «ямка на кочке». Более того, они жалуются, что ремонт не улучшал ситуации. «Надеемся, что ремонт, о котором написано, не поплывет по весне, как уже было несколько раз по осени. Люди просто садились на машинах в грязь и не могли выехать (на уже сделанном участке)», – пишет туристка.
Проблемный участок длиной в 8 км от поселка Кривцы-Остров, который, по словам местных жителей, «назвать ужасным язык не поворачивается», нужно было сделать еще 20 лет назад. По нему проходят школьные и межмуниципальные маршруты. Однако власти также сообщили в ответ, что трасса Долматово – Няндома – Каргополь – Пудож, проходящая через поселок Кривцы, запланировано ремонтировать в 2025–2026 годах.
На совещании с руководителем региона Артуром Парфенчиковым глава Пудожского района Алексей Зубов также пожаловался на плохое состояние магистралей, в том числе и до местных достопримечательностей. А именно, людям трудно добираться до Онежских петроглифов и вообще не доехать до Бесова моста. «Туристический потенциал у района есть, но люди не едут на Бесов мост, потому что туда не на чем добраться, а если будет дорога, то приток туристов будет многократным», – сказал Зубов.
В ответ глава региона заметил, что построить проезд к вышеназванным пунктам назначения стоит больших денег. «Пока мы не видим источника финансирования в строительстве дороги. Вряд ли в ближайшие пять лет мы сможем эту дорогу осилить», – заметил Парфенчиков.
О плохих трассах Карелии можно узнать не только в соцсетях или на страницах СМИ. «Народный фронт» создал «Карту убитых дорог» https://dorogi-onf.ru/city/4321/, куда поступают жалобы от местных жителей.
Каков масштаб проблемы
Семь лет назад местные СМИ составили топ-7 самых ужасных дорог в Карелии. В их число тогда вошли: Петрозаводск – Суоярви, Кочкома – Тикша – Ледмозеро – Костомукша, Муезерский – Суккозеро – Гимолы – Поросозеро, Надвоицы – Полга – Валдай – Вожмозеро, Костомукша – Юшкозеро, Медвежьегорск – Паданы, Медвежьегорск – Великая Губа. На сегодняшний день ни одна из них полностью не отремонтирована, только частично, сообщили «ФедералПресс» в карельском минтрансе.
Кроме того, в ведомстве отметили, что на данный момент большинство региональных магистралей не соответствуют нормативным требованиям, но к концу 2024 году власти планируют большую их половину отремонтировать – 51,36 %. Ремонт проходит в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) федерального проекта «Содействие развитию автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения».
С 2019 по 2021 год отремонтировано 513 км магистралей регионального значения, в 2022 году – еще более 253 км, а в 2023–2024 годах планируется починить более 530 км региональных трасс.
Почему решить проблему с дорогами в Карелии не удается
В минтрансе сообщили, что дорожные службы зачастую сталкиваются с непредвиденными работами, которые не были учтены в проектной документации, уже в процессе ремонта трассы. В связи с этим может произойти удорожание стоимости госконтрактов. Кроме того, в настоящий момент в ведомстве отмечают наиболее сложную ситуацию с автомобильными трассами, расположенными в северных районах республики. Среди проблем – большое «плечо» перевозки строительных материалов.
Руководитель регионального исполкома Народного фронта в Карелии Екатерина Филатова в разговоре с «ФедералПресс» отметила, что непростая ситуация в республике складывается с муниципальными дорогами, в то время как трассы регионального и федерального значения ремонтируют.
«Муниципальные власти не справляются с обслуживанием и ремонтом дорог из-за нехватки финансирования. Зачастую местные администрации находятся между выбором, условно, отремонтировать колодец, пешеходный мост или участок дороги. Такая проблема, например, существует в Пудожском и Лоухском районах», – объяснила она.
В результате есть случаи, когда детей возят в школу по ямам и колдобинам, из-за чего до учебного заведения учащиеся добираются в несколько раз дольше.
Также Филатова напомнила, что Карелия – дотационный регион с дефицитным бюджетом, поэтому у дорожного фонда минтранса на ремонт всех магистралей не хватает средств. Кроме того, территория Карелии довольно протяженная (с севера на юг – 660 км, а с запада на восток – 424 км. – Прим. ред.) «Без помощи федерального центра республика не справится», – заключила общественница.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова; Инфографика / ФедералПресс