Технологический комплекс будет создан на базе двух столичных заводов: производственного комплекса «Салют» и Московского машиностроительного предприятия им. Чернышева. Начало реализации проекта намечено на 2023 год с общим объемом инвестиций порядка 35 миллиардов рублей. Курировать строительство будет Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), входящая в структуру ГК «Ростех». Как новая инициатива повлияет на развитие авиастроения в РФ и поможет ли это российскому рынку воздушных перевозок пересесть на отечественные самолеты в ближайшем будущем – в материале «ФедералПресс».
Первоочередные задачи
В госкорпорации «Ростех» заявили о масштабных задачах компании по кратному увеличению российского авиапарка на ближайшие семь лет. «Ни одна страна в мире не форсировала решение задач авиастроения такими темпами», – подчеркнул важность начинания гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Речь идет о поставке на рынок около 500 пассажирских самолетов, сделанных в нашей стране. Чтобы взять такие темпы производства в отсутствие западных поставщиков, отрасли понадобится бесперебойная поставка отечественных комплектующих: решить эту задачу и предстоит новому предприятию.
Общая площадь нового промышленного комплекса составит 77 тысяч кв. метров, которые выделит ПК «Салют» на проспекте Буденного в Москве. В цехах предприятия будет развернуто масштабное производство комплектующих для двигателей гражданских судов МС-21 и «Сухой Суперджет», а количество сотрудников составит порядка 13 тысяч. Часть из них будет трудиться в Центре аддитивных технологий над изготовлением авиадеталей с высокоточной геометрией. К 2026 будут построены первые четыре объекта, а в перспективе создаваемое предприятие должно стать самым большим в столичном регионе. Одновременно ПК «Салют» и завод им. Чернышева сохранят свои названия и прежний профиль работы.
Статистика по отрасли
На весну прошлого года российский авиапарк насчитывал 1287 авиалайнеров, из которых более 67 % составляли самолеты иностранного производства. Количество российских бортов равнялось 157 единицам: из них 151 самолет летал под маркой «Сухой Суперджет» (SSJ-100). Согласно информации Минтранса, средний возраст воздушных судов на тот момент равнялся 10,5 годам, а на самолеты зарубежных брендов приходилось около 95 % всего пассажиропотока страны.
С введением санкций американские и европейские авиапроизводители прекратили поставку запасных частей и обслуживание своих лайнеров. Отечественные перевозчики были вынуждены «пустить на разбор» часть самолетов, чтобы обеспечить комплектующими оставшиеся воздушные суда. Правда, в ноябре американские власти вывели из-под действия санкций продукцию своих авиастроительных заводов «в интересах обеспечения безопасности гражданской авиации», но послабления коснулись только самолетов, зарегистрированных за пределами России.
Отечественные перспективы
На этом фоне в 2022 году все чаще стали появляться новости об увеличении производства отечественных самолетов. Согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли, утвержденной правительством РФ в середине прошлого года, в течение ближайших семи лет в эксплуатацию предполагается вывести более тысячи новых авиалайнеров отечественного производства: 270 единиц МС-21, 142 – Sukhoi Superjet 100 и 70 – Ту-214. Таким образом будет увеличено с 35 до 81 % соотношение между российским и иностранным авиапарками в стране.
Кроме этого, сейчас полным ходом идут испытания новой версии воздушного судна SSJ-100: Sukhoi Superjet New. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, в обновленном варианте лайнер поступит в серийное производство в 2024 году, а впервые в воздух поднимется уже весной этого года. Разработчики постарались по максимуму заменить импортные комплектующие отечественными аналогами. Так, вместо французского двигателя PowerJet SaM146 на обновленный авиалайнер поставят отечественный агрегат ПД-8.
«С налаживанием серийного производства самолетов отечественного производства, конечно, будет постепенное вытеснение западных самолетов», – уверен глава Росавиации Александр Нерадько.
Покупаем российское
Новые российские авиадвигатели потребуют российских деталей: и тут открытие столичной производственной площадки по их выпуску пришлось как раз ко времени. Кроме упомянутого ПД-8 в Москве станут производить комплектующие и на другие моторы для самолетов: ТВ7-117СТ-01/02, ПД-14 и вертолетов – ВК-650В, ВК-1600В. Это не только снизит конечную стоимость воздушных судов, но и застрахует их производителей от сюрпризов зарубежных поставщиков деталей.
«В гражданской сфере ключевыми остаются задачи авиастроения. Стране нужны свои самолеты – современные и в большом количестве, чтобы навсегда забыть о «боингах» и «эйрбасах», – заявил в интервью Сергей Чемезов.
Фото: MOD Russia / via Globallookpress.com / globallookpress.com