Top.Mail.Ru
Общество
Республика Коми
0

Охотники, рыболовы и умельцы: кто такие коми войтыр и где они живут

коми
По данным Всероссийской переписи населения 2021 года, представителей народа коми оказалось 143 516 человек

Они переписывались таинственными рунами и первыми изобрели лыжи. Трудолюбивые, гостеприимные, открытые и веселые коми всегда умели и работать, и веселиться. На праздниках уже много веков они едят капусту и водят хороводы. Не забывают свой язык и родной край, возвращаясь целыми поколениями в родные деревни. О коренном народе Республики Коми – в материале «ФедералПресс».

Кто такие коми и где они живут

Во II тысячелетии до нашей эры в нижнем течении реки Камы поселились древние племена, которые стали величать «коми» – от названия водной артерии. Позже им стало тесно на привычных местах проживания. Ведь, чтобы прокормиться, нужны были пространные угодья для охоты и собирательства. Поэтому часть коми переселилась из бассейна Камы севернее – в район реки Вычегды. Они стали родоначальниками современного коми-этноса, в старой России их называли зырянами. А представителей народа, оставшихся жить в бассейне Камы, стали называть коми-пермяками.

Сами коми считают, что термин «зыряне» не совсем уместен, так как это название заимствовано от других народов. «Лучше – «коми морт», где «морт» – это человек», – объяснил «ФедералПресс» урожденный коми Николай Чугаев. При этом коми войтыр – для множественного числа. И действительно, зыряне – это не самоназвание коми-зырян. Впервые они упоминаются в летописи 1396 г. в связи с описанием кончины епископа Стефана Пермского в форме «серьяне». Затем этноним опять встречается в употреблении путешественников и географов лишь в 18–19 вв.

Представители коми проживают на Северо-Западе, как в самой Республике Коми, так и в восточных частях Вологодской и Архангельской областей, а также в Мурманской, Кировской и Омской областях.

По данным Всероссийской переписи населения 2021 года, представителей народа коми оказалось 143 516 человек, из них 127 089 человек проживают на территории Республики Коми, уточнили «ФедералПресс» в министерстве нацполитики региона.

Язык коми

У предков коми существовало два вида письменности. Первый – практическое письмо, рунические родовые знаки – пасы. Представители этноса ими помечали свои вещи, охотничьи угодья, составляли календари. Остатки этой письменности дошли до наших дней на прялках, вышитых и вязаных узорах.

Кампания христианизации среди коми началась в 1380-е годы. Ее проводил с благословения московских властей иеромонах Стефан Храп, который сейчас известен как святитель Стефан Пермский. За десяток лет им была создана пермская письменность (абур, или анбур), выполнены переводы богослужебной литературы, обучены священству бывшие язычники, построены церкви.

Анбур использовался в XIV–XVII веках. Сохранились следующие тексты, написанные анбуром: списки азбуки, приписка Кылдысева на книге Номоканон, надпись на иконе «Троица», надпись на иконе «Сошествие Святого Духа», запись в рукописной книге Григория Синаита, подпись епископа Филофея Пермского.

Древнепермское письмо, основанное на стефановской азбуке, вышло из употребления в XVI веке, оно было вытеснено кириллицей. Сегодня современный коми-алфавит включает уже 35 букв. Как русский, так и язык коми являются в республике государственными.

В зависимости от территории проживания у коми можно выделить 10 диалектов: печорский, присыктывкарский, вымский, ижемский, нижневычегодский, среднесысольский, верхнесысольский, верхневычегодский, удорский, лузско-летский. Различаются они по произношению слов и написанию. Несмотря на такое разнообразие наречий, коми прекрасно понимают друг друга.

«Язык мелодичный, неторопливый, певучий, с ярким «оканьем», мягкий, без твердых, рубленных слов», – объяснил урожденный коми Николай Чугаев.

Он отметил, что коренные слова в старину были короткие, но емкие. Например, му – земля, ва – вода, ю – река, ты – озеро, ма – мед и т.д.

Традиции и религия коми

Большинство коми исповедуют православие. В регионе много церквей восстанавливается, а в каждом населенном пункте стали строить часовни, чтобы люди могли помолиться.

Представители этноса широко отмечали православные праздники. Например, встречали Пасху и другие церковные праздники. «У каждой деревни нашего села были свои церковные празднества. Скажем, у меня в деревне Завраге всенародно, широко отмечали Петровки, в соседнем Карвуджеме (деревня в составе сельского поселения Грива Койгородского района Республики Коми. – Прим. ред.) – Троицу, и так далее», – объяснил Николай Чугаев.

Кроме того, по его словам, летом были посиделки с элементами самобытности, например, водили хороводы по 2–3 дня и играли в жмурки – горань.

Урожденная коми Ольга Канева, которая руководит домом культуры в селе Вомын Корткеросского района, рассказала «ФедералПресс», какие традиции народа коми сохранились в наши дни.

— Мы отмечаем национальный праздник Чомор, который означает окончание полевых работ. В этот день вот уже 20 лет подряд прямо на улице мы варим в больших чанах капусту. У нас в селе Вомын 230 дворов через дом выращивают эту культуру. Были всегда большие урожаи.

Какие есть праздники в других селах?

— В селе Нёбдино Корткеросского района в последнее воскресенье января ежегодно проходит Афанасьевская ярмарка. Ее проводят с 1940 года. Туда собирались из других районов и областей. Раньше привозили на лошадях в деревянных бочках огурцы, капусту. Продавали пушнину, мясо. Сейчас ярмарку возобновили, и она прошла уже в 19-й раз.

Летом мы также проводим фестиваль кузнечного мастерства «Корт Айка», итогом которого становится новый арт-объект из металла, сделанный руками мастеров. На это мероприятие в прошлом году собралось 14 тыс. человек. Приезжали заграничные умельцы. Этот праздник приурочен ко Дню села Кортекрос.

Для чего проводятся праздники?

— Чтобы сохранить язык, надо поднимать, культуру. Когда меня спрашивают, над чем я работаю, то прежде всего говорю, над сохранением родного языка. Все большие праздники мы делаем на языке коми, в том числе читаем стихи, поем песни. У нас в селе эти традиции сохраняются до сих пор.

Вот мы сейчас придумываем новое: сделали родословный праздник. Его проводим в вымирающей деревне Новик Кортеросского района, где сейчас остались четыре двора, а было 96. Туда на 305-летие деревни собрались внуки и правнуки бывших и нынешних жителей. Собралось около 300 человек. В этом году мы планируем отметить 310 лет деревне. Мы всегда просим, чтобы с детьми они приходили, чтобы те знали, откуда их дедушки, бабушки, мамы. Если один род, то только 50 человек – одна семья.

Кто помогает организовывать мероприятия?

— Нам помогают волонтеры, туристы. Кроме того, губернатор нас поддерживает. Он очень часто посещает вот такие наши традиционные праздники. Это очень радует. Вот сейчас у нас был конкурс современной коми-песни «Василей» в Усть-Куломском районе. Пели не артисты, а люди из народа. Владимир Уйба его тоже посетил.

Какими были коми: внешность, характер, одежда

Большинство представителей этноса светлые и голубоглазые. Это очень крепкие мужчины и женщины, так как суровые условия жизни воспитали в них упорство и выносливость. Согласно антропологии, коми относят к беломоро-балтийскому типу европеоидной расы. У некоторых представителей народа есть монголоидные черты лица, а точнее – разрез глаз.

«Про коми всегда говорят, что это очень добрые люди. Потому что здесь суровые зимы, надо иметь большую выдержку. Кроме того, в населенных пунктах большие семьи, где по семь–восемь детей, что тоже, на мой взгляд, повлияло на доброту души народа. Все друг другу помогают», – рассказала «ФедералПресс» Ольга Канева.

По темпераменту коми немного флегматичные, как и все северяне, очень дружелюбные к другим народностям. «Горячности, как у южан, почти не наблюдается», – добавил Николай Чугаев.

Костюмы этого этноса были с элементами ненецких и северорусских традиций. Женщины носили сарафаны, короткие рубашки, которые надевали в ветреную погоду. На работу летом надевали дубник, а зимой – шубу.

Женские головные уборы коми различались по возрастному принципу. Девушки носили повязки. При этом в Прилузье и Вычегде они надевали венчик на берестяной основе, обтянутый красным сукном и вышитый разноцветным бисером. Замужние дамы заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы, и покрывали голову повойником – специальным чепцом на мягкой основе.

Мужчины носили рубахи, которые всегда подпоясывали ремнем. Штаны делали из плотной ткани, заправляя в носки из шерсти. Летом мужчины надевали кафтан, а зимой тоже шубу. Также на зиму у мужчины была шапка из овчины. На ноги надевали кожаные туфли – башмаки. Вся мужская одежда украшалась национальным орнаментом.

Промыслы коми

Народ селился по берегам рек, чтобы удобнее было заниматься рыболовством. В реках они ловили: щук, язей, окуней, ершей. Также представители этноса ходили на охоту, ловили рыбу, возделывали землю, собирали в лесу ягоды и грибы. Коми держали и домашний скот: коней, овец, коров, коз.

Зимой мужчины ходили на охоту на лыжах. Считается, что именно земля кoми – родина лыж, так как возле Cиндopcкoгo озера в Первом Bиccкoм торфянике археологи обнаружили обломок лыжи, возраст которой составляет не менее 8 тыс. лет. Это было целое произведение искусства: загнутый конец вeнчaлa искусно вырезанная голова лося.

У каждого oxoтникa-кoми было двe пары лыж: одни – широкие, оббитые c нижней стороны мехом лося или северного оленя, которые надевали только в холода, и гoлицы, или лызи, (лыжи), которые смазывали жиром и на которых передвигались в оттепель.

Коми всегда были очень трудолюбивыми. Среди них много умельцев, которые как тогда, так и сейчас владеют многими ремеслами. Например, ткут половики на старинных ткацких станках.

«В нашем селе Вомын одна женщина за лето продала километр половика по кусочкам, а мой муж за неделю семь корзинок плетет из шпона. Санки, лодки люди делают», – поделилась с «ФедералПресс» Ольга Канева.

Кухня коми

Кухня коми – простая и сытная. Это различные каши и супы, похлебки из дичи и рыбы. Главное основание хлебной пищи составляют ячная мука и крупа. Главные напитки: ырош – квас и сур – пиво, оба из ячного солода, градусов так 9–12. Праздничный напиток – гэрмога-чужва – сусло со стручковым перцем.

Как рассказал «ФедералПресс» коренной коми Николай Чугаев, представители народа любят рыбные пироги – черинянь, размолотые и сваренные в русской печи ягоды черемухи – ляз, натертую редьку с квасом – ырӧша кушман и пельмени – пельнянь, пирог с молодыми побегами хвоща, рыбу, приготовленную на смеси молока с яйцом, сваренную, а за тем высушенную морковь либо репку – пареничу, высушенное в тени мясо – кос яй, или хамон, по-коми.

Кроме того, много блюд готовили из ягод: клюквы, брусники, морошки, смородины. Коми также сушили, жарили и солили грибы.

Одно из самых распространенных блюд – вареная капуста, которую заготавливали в деревянных бочках на всю зиму. Капусту выращивали почти все коми. Из нее делают множество блюд.

«Капусту и солят, и варят, и делают из нее салаты. Пекут пироги часто. Через день печем сами, хотя у нас есть настоящая пекарня, где пекут хлеб по-деревенски в настоящих печах, которые топят дровами», – рассказала Ольга Канева.

Дом коми

Села их были многолюдны и тянулись иногда на несколько верст. Избы чаще всего строили из сосны. Кроме жилого дома, возводили сарай для животных, двор. Крышу делали односкатную. Традиционно каждая семья имела два дома – на зиму и на лето. Крыша для двух жилых помещений была цельной. Второй скат крыши использовался для укрытия двора. С северной стороны коми строили одноэтажные дома, в то время как на юге республики чаще встречались двухэтажные здания.

Дома были очень крепкими, но с множественными окнами, чтобы в доме было светло и уютно, сообщил «ФедералПресс» представитель народа коми Николай Чугаев. Внутри все устилали домоткаными половиками. Почти у каждого хозяйства имелись свои деревянные ткацкие станки.

Внутри жилого дома располагалась печь, над которой коми устанавливали красный угол. В домах было много игрушек и фигурок из дерева. У тех представителей народа, кто держал оленей, на стене всегда висели оленьи рога.

Фото: пресс-служба правительства Коми, ФедералПресс / Дмитрий Скиба; Инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова

Сюжет по этой теме
14 октября 2022, 13:53

Энциклопедия коренных народов России

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.