Жители карельских поселений из года в год жалуются в соцсетях на плохое освещение улиц. В ответ на требования включить свет на улице власти отвечают, что нет денег. Добиться того, чтобы органы самоуправления вкрутили лампочку, стоит больших усилий. Почему так происходит и кто в ответе за сумеречную зону в крае рек и озер, разбирался «ФедералПресс».
Где в Карелии не хватает фонарей
В Карелии существует уже не один год проблема освещения улиц в поселках. Чтобы заставить местные власти установить фонарь, людям приходится обращаться в прокуратуру, которая уже через суд требует поставить осветительный прибор. Так произошло в конце 2022 года в поселке Ледмозеро. Там неосвещенным оказался пешеходный переход рядом со школой.
В соцсетях жители просят добавить фонари в поселках Кинелахта и Пряжа. «У нас тут по темноте между домами бродят волки и другие дикие звери, наличие следов подтвердили охотники нашего поселка», – написала местная жительница под одним из постов на странице губернатора региона.
Также попросили установить осветительный прибор в поселке Виллагора. Власти отреагировали на просьбу, встретились с жительницей населенного пункта, однако помощь оказать не смогли. «Нужно написать два заявления, одно в Пряжинскую администрацию, второе в Чалнинскую администрацию. И тогда весной повесят фонарь, если найдутся деньги на него», – сообщила она итоги переговоров «ФедералПресс».
В минтрансе республики «ФедералПресс» сообщили, что общая протяженность дорог, которые нуждаются в освещении, составляет более 525 км. Темные дороги проходят сквозь более 300 населенных пунктов. Чтобы огоньки зажглись на трассах, ориентировочно необходимо более 4 млрд рублей.
Почему карельские поселки плохо освещены
Забота об уличном освещении населенных пунктов лежит на органах местного самоуправления, то есть на администрациях поселений, отметили в минтрансе республики. Однако в ведомстве обратили внимание, что у руководства населенных пунктов на установку фонарей денег нет, в связи с чем ведомство организовывает электроосвещение дорог регионального значения исходя из финансовых возможностей Дорожного фонда Республики Карелия.
Между тем в минтрансе подчеркнули, что провести свет на всех участках трасс регионального значения в пределах населенных пунктов одномоментно невозможно. Поэтому в первую очередь фонари устанавливают в поселках с большой численностью населения. Так, в 2021 году в поселке Лоухи повесили 346 светильников, в деревне Устье Тулоксы – 72.
В 2022 году начали снабжать фонарями участки автодорог в городе Суоярви и в поселке Сумский Посад. В 2023 году эти работы еще продолжаются. В Суоярви планируется установить 81 лампу, а в Сумпосаде – 222. Также на 2023 года власти намереваются осветить поселок Салми. Для этого будут поставлены 43 фонаря вдоль дороги Салми – ст. Салми протяженностью 1,3 км.
В прошлом 2022 году муниципальным образованиям из Дорожного фонда Республики Карелия выдели в виде субсидий 2,3 млн. рублей для освещения шоссе вдоль населенных пунктов: деревня Вохтозеро, поселок Нелгомозеро и село Кончезеро (от базы ГО ЧС по улице Юности до дома № 11а Кондопожского района. Также на эти деньги должны были вкрутить лампочки по улице Проектируемая в поселке Сяпся, по улице Центральная в поселке Соддер и по улице Железнодорожная в поселке Новые Пески Пряжинского района.
Почему у сельских поселений нет денег на лампочки
Депутат Петросовета Андрей Рогалевич в разговоре с «ФедералПресс» отметил, что проблема плохого освещения поселков достаточно серьезная. Основная часть бюджета сельских поселений уходит на зарплату, содержание администрации, клубов, библиотек и на зарплаты работников культуры. Поэтому на решение вопросов местного значения остается примерно от 10 до 30 % бюджета. Когда к концу года начинаются темные ночи и нужны фонари, ставить их или ремонтировать уже не на что.
«Мы с коллегами из «Справедливой России» в прошлом году ездили по всей Карелии и видели, что где-то вообще один фонарь был, который освещает только триколор на входе в администрацию, чтобы было видно, что в этом здании сидит глава поселения. Где-то вообще ничего не горит. В некоторых сельских поселениях есть несколько деревень. Там освещения может и не быть, потому что денег нет», – рассказал Рогалевич.
Депутат Законодательного собрания Карелии, руководитель регионального отделения партии «Справедливая Россия – За правду» Ройне Изюмов согласился, что основная причина отсутствия фонарей – нехватка финансирования. Между тем народные избранники пытаются разобраться в каждом случае, когда жители поселков и деревень остаются без освещения. «Не всегда справедливо писать запросы в прокуратуру, так как результат почти всегда – предписание и штраф, а проблема не решается. Денег надзорный орган ведь на фонари не даст. Однако бывают случаи, когда освещение отсутствует именно по причине халатности органов местного самоуправления, тогда проблема быстро решается депутатским запросом», – рассказал он.
Между тем он отметил, что и сама столица Карелии к ночи так же погружается во мрак, а причиной этого стали нарушения установки светодиодных фонарей, которые установили в 2014–2015 годах. «Я много езжу по Карелии и с удивлением обнаружил, что в северном поселке Чупа (Лоухский Район) установлены точно такие же фонари, но светят вполне неплохо. Глава поселения тогда мне объяснил, что, скорее всего, в Петрозаводске пренебрегли нормативами», – отметил Изюмов.
По словам депутата Петросовета Андрея Рогалевича, не всегда поселковые бюджеты были настолько скудны, что не могли позволить провести электроосвещение. Раньше поселения получали допсредства, в том числе от продажи земельных участков: часть уходила в бюджет республики, а часть оставалась на местах. Однако теперь все, что продается в Карелии, получает только бюджет региона, который может вернуть деньги районам, а те уже поселениям в виде дотаций. Практика показала, что деньги до местных администраций не доходят. В районах тоже минимальные бюджеты.
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press / globallookpress.com