Известный самарский путешественник, блогер и амбассадор Дальнего Востока Алексей Жирухин доехал до Арктики на старом советском «Москвиче» 1981 года выпуска. Приобрели авто в Челябинске и решили испытать его в самых суровых условиях, чтобы доказать: путешествовать можно абсолютно на любой машине, причем бюджетно. Как прошла экстремальная поездка, какие трудности были на пути и зачем блогер решил так рискнуть, он рассказал журналисту «ФедералПресс».
Повторили идею спустя 27 лет
Отправиться в путешествие на советском автомобиле Алексей решил вместе со своей командой – с людьми, которые неоднократно покоряли Арктику на современных и подготовленных автомобилях. Проверить себя, так сказать, на прочность предложил друг Алексея и рекордсмен по экстремальным путешествиям Александр Еликов.
«Александр вырос в городе Новый Уренгой. В 1996 году он без спроса взял у отца такой же «Москвич» и поехал по той же самой дороге в Тверь, чем удивил родителей. И вот спустя 27 лет он решил повторить ту же самую поездку, только в обратном направлении, взяв такой же «Москвич» такого же зеленого цвета. Страшно не было, потому что я был в компании опытных водителей. Машина у нас ломалась каждый день. Это стало тоже интересным экспериментом, – рассказывает Алексей Жирухин. – Мы хотели поехать бюджетно – никакого пафоса, никаких оклеенных лакированных тачек, никаких автовозов и контейнеров. Берем недорого машину и едем в складчину дружной компанией туда, куда остальные обычно на такой машине не суются. В нашем случае по зимникам в Арктику. Цель? Показать, что путешествовать можно на всем, везде и недорого».
Автомобиль решили заранее не готовить к поездке. Позже оказалось, что печка работает через раз, салон весь в дырах, рулевое управление болтается, и машину приходится буквально ловить по всей дороге. Запаску пришлось покупать уже в пути.
Первая часть маршрута оказалась достаточно серьезной: Челябинск – Кремль – Тверь с проездом через Самару. Блогеры не пугались 40-градусных морозов, к этому они подготовились, взяв с собой шапки и рукавицы. Пассажиру на заднем сиденье в ноги поставили картонную коробку.
«С первого дня пути в «Москвиче» протекал бак. А потом к ней добавились еще две – из бензонасоса и карбюратора. Если мы долго ехали без остановки, салон от запаха бензина превращался в «нарнию», где полностью менялось восприятие мира. Чтобы оставаться на связи с настоящим миром, приходилось на ходу опускать окна, хватая открытыми ртами свежий воздух», – вспоминает Алексей.
Первая остановка – Красная площадь
Более серьезным испытанием стал момент, когда в дороге с двигателя автомобиля слетел провод, сигнализирующий падение уровня масла, замерз сапун, и масло начало буквально выкидывать. Итог – стук в двигателе.
«Короче, приехали… Впереди на карте была шиномонтажка, пошли туда и попросили хоть какое-то масло, нам выдали непонятную густую субстанцию, похожую на мед. Терять было нечего. Почти на холостых добрались до ближайшей ночлежки и пошли спать. На утро думали варить жесткую сцепку для буксировки, но «Москвич» подозрительно легко завелся. Стук был, но только если сильно газовали. Решили ехать, пока не остановится. Терять-то нечего. До Москвы оставалось больше 500 км», – вспоминает путешественник.
Добраться до Москвы получилось. Советский автомобиль въехал на Красную площадь и заглох.
«Сказать, что гуляющий на площади народ был в шоке – ничего не сказать, а людей в новогодние праздники было очень много. Все бросили новогоднюю ярмарку и окружили нас. Особенно, когда мы прямо там полезли под капот – «Москвич» опять заглох и не хотел заводиться», – отметил блогер.
Путешествие в 4000 км
Алексей рассказал, что ехать по Москве на советском автомобиле – то еще приключение. Из-за отсутствия боковых зеркал у «Москвича» маневрировать в потоке приходилось буквально вслепую. Самая большая неприятность случилась, когда до Твери оставалось совсем немного: заклинил мотор. Справиться с такой поломкой в дороге не просто. Путешественники, укутавшись в теплую одежду, решили ждать помощи.
«Чтобы отправиться на «Москвиче» дальше на север, пришлось ремонтировать застучавший двигатель. Перед путешествием его ведь не чинили. Что было, с тем и поехали. Мы хотели показать, что в любое путешествие можно отправиться достаточно бюджетно. Самой большой тратой была покупка валенок для «заднего» пассажира», – рассказал Алексей.
План маршрута наметили такой: Тверь – Ярославль – Кострома – Киров – Пермь – Югорск – Березов – Игрим – Салехард – Новый Уренгой. Необходимо было преодолеть около 4000 км, из которых около 1000 км – зимники. Сложность заключалась в том, что автомобиль только что пережил капремонт.
«С самого начала у «Москвича» периодически отказывали и отваливались разные детали. То печка откажет, то бензонасос, то форточка выпадет. Удивительно, но простая сборка-разборка помогала, и все опять странным образом начинало работать. А чего нам стоила битва с карбюратором! Машина стреляла, чихала, дергалась и тряслась. Только в Перми, благодаря местному чародею-карбюраторщику, который долго шаманил и колдовал под капотом, удалось его отремонтировать», – вспоминают путешественники.
«Вперед, к приключениям!»
Самым настоящим испытанием для советского автомобиля стали зимники. Синоптики в ближайшие дни обещали усиление ветра и метель. Это говорило о том, что дороги заметет снегом, пробраться через который будет сложно. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, блогеры взяли с собой лопаты и уже приготовили их на случай, если «Москвич» все-таки застрянет.
Алексей рассказал, что еще на въезде на зимник им посоветовали поехать в объезд, объяснив, что эта дорога хорошо подходит для автомобилей на полном приводе.
«И зачем нам только это сказали! У всех тут же загорелись глаза, и мы, не раздумывая, рванули по этой дороге. Да вообще вся поездка у нас с первого дня пошла под девизом «Вперед, к приключениям!» – отмечает Алексей Жирухин.
Намучились с дорогой, но, к счастью, автомобиль нигде не застрял.
Вспомнили детство
Алексей сказал, что эта поездка в Арктику стала для всех самой запоминающийся, несмотря на то что ранее неоднократно проходили этот же путь на японских внедорожниках.
«Эту дорогу я проезжал на иномарке и такого впечатления, как от «Москвича», раньше не получал. Путешествия на внедорожниках и современных иномарках – скучная дорога, все предсказуемо, потому что, если ты обслужил машину, маловероятно, что с ней что-то может случиться. Дорогу практически не запоминаешь. Когда едешь на «Москвиче», может случиться все, что угодно. Поэтому у нас в дороге было много веселых поломок, которые мы решали. Никогда не знаешь, что у машины отваливаться, докуда сможешь доехать, сколько сегодня проехать и вообще получится ли доехать. Решало только чувство юмора. Поездка на «Москвиче» подарила массу запоминающихся впечатлений. У моих родителей первым автомобилем была «копейка». С ней было то же самое: с собой обязательно брали полный багажник запчастей. По сути, мы погрузились в ностальгические воспоминания о времени 20 – 40 лет назад», – с улыбкой вспоминает Алексей.
Он добавил, что самое главное в таком путешествии – это компания, которая должна вызывать только радость и бесконечный смех.
«Например, отваливается педаль сцепления и начинает торчать вверх так, что ей можно на ходу почесать коленку. Или подача газов с сапуна через рулевую колонку в салон. Специально захочешь так сделать – не получится. С утра до вечера что-то происходит: печка, зарядка, колеса, полуось, трамблер, фары, карбюратор, спинка переднего сиденья, форточка, тросик капота, дворники. И так по кругу. Мы добрались до Салехарда и пересекли полярный круг, а наш «Москвич» стал первым, кто в XXI веке доехал туда в это время по зимникам. В дороге мы снимали фильм и покажем его на своем канале», – отметил блогер.
«Москвич» остался в Новом Уренгое до лета. Вернуться за ним команда путешественников планирует летом, чтобы отправиться по новым интересным местам по летней Арктике. В планах доехать до берега Северного Ледовитого океана, показать 501 стройку Трансполярной магистрали, паромную переправу до Салехарда и жизнь.
Фото предоставлены Алексеем Жирухиным
Эксклюзивы «ФедералПресс»