Top.Mail.Ru
Общество
Санкт-Петербург
0

Петербурженка о буднях женщин-спасателей: просим сделать дырку в евроремонте, чтобы вытащить котика

волонтер
Лиана обучает собаку находить потерявшихся в лесу людей

В обычной жизни Лиана Селюгина – архитектор, преподаватель и тренер. У нее двое детей, муж, собака, двое котов, а в холодильнике спит летучая мышь. Однако большую часть времени Лиана – доброволец поисково-спасательного отряда «Экстремум». На ее счету более 40 выездов на поиски заблудившихся в лесу людей и более ста – на спасательные операции животных. Кроме того, она обучает свою собаку для кинологической службы. Лиана рассказала «ФедералПресс» об особенностях работы девушек в поисково-спасательном отряде, о трудностях и радостях такой службы.

Спасение людей

Почему вы выбрали работу спасателя? Как все начиналось?

— Я раньше много занималась спортом, ориентированием. Выезжала каждую неделю на соревнования, но потом повзрослела, у меня появились дети. Я поняла, что соревнования я переросла. Мне стало неинтересно просто так бегать по лесу. У меня много друзей ушли из спорта в спасотряды.

Я долго отмахивалась. Началось все с котенка, который случайно провалился в люк около дома. Надо было просто прийти и посмотреть, где он находится.

Затем начались выезды на поиск потерявшихся в лесу. Было и такое, что собираешься, а человека уже нашли. С третьего раза я вышла в лес, а с восьмого раза мы нашли первого пропавшего. Было столько адреналина, столько радости у нашедшегося и у нас тоже!

Люди далеко заходят?

— Бывает, а иногда людей настигает ночь, и они уже не видят, куда идти. Однажды молодой человек недалеко отошел от палатки по нужде, пошел снег, а обратно он уже не смог найти дорогу.

На третий день мы его нашли. У парня было сильное переохлаждение, и его пришлось выносить на носилках. Он попал в больницу. Сейчас с ним все хорошо.

Кто и где чаще всего теряется: молодые люди или пожилые?

— Теряются все и где угодно. Например, пожилой человек знает примерно, куда идти, а закончатся у него силы – и он уже не может преодолеть канаву. В 15–20 метрах от дороги может застрять. Бывает, что пожилых людей находили через две недели после пропажи.

Молодые люди могут далеко уйти. Бывший спецназовец прошел около 30 км.

Есть ли случаи, когда людей не удавалось обнаружить?

— Да, были, к сожалению. Бывает, что останки находят через несколько лет. Иногда человека обнаруживают погибшим. Основную часть потерявшихся мы разыскиваем, но есть хотя бы один случай за сезон, когда не удается найти человека.

В прошлом году погибла бабушка-рецидивистка, которая терялась восемь раз. Мы ее четыре раза вытаскивали из леса, один раз – штатные спасатели, три раза нашли родственники, а в последний раз ее нашли, когда она уже погибла.

Есть ли какие-то секреты поиска людей? Что помогает в этом деле?

— У нас есть руководитель поисков, который очень четко анализирует поступившую информацию: здоровье, возраст, пол, пристрастия, в какие места он любит ходить, куда поехал, кто в последний раз видел. Затем у него появляются предположения, куда он мог пойти.

Сначала мы издаем громкие звуки, чтобы человек смог услышать и выйти на них. Также мы привлекаем к поиску и собак. Особенно если человек не может откликаться или лежит без движения.

Где чаще всего теряются люди?

— В районе деревни Пупышево, поселка Малукса, в Юнтоловском заказнике. В последнем много водных преград. Люди видят «газпромовскую» башню, но им не пройти: мешают водоемы. Однажды девушка попала в заморозки в водную ловушку и не смогла оттуда выбраться.

Чтобы люди меньше терялись в этих местах, мы ставим направляющие стрелки. Каждый год проверяем их состояние и обновляем раз в два года.

К этой работе можно присоединиться. У нас есть человек, который с удовольствием всегда отвозит спасателей, разводит костер, делает шашлыки. Приходишь после стрелок промокший и уставший, а тут такое.

Спасение животных

Вы часто ездите спасать животных. На какие вызовы выезжаете, кого удается выручать?

— В основном мы спасаем кошек и птиц. Кошек снимаем с деревьев. Есть такое выражение: «Я никогда не видел скелета кошки на дереве», но у нас есть гравитация, а кошечка, которая упала, поранилась, обычно уползает в подвал и умирает.

Сейчас весна, и кошки часто греются на деревьях, но лично мое мнение, если человек видит животное и считает, что ему нужна помощь, то лучше сообщить спасателям. Если они приехали, а кошки на дереве уже нет, то ничего страшного.

Весной коты начнут падать из окон. Вертикальное проветривание еще опаснее. Кот прыгает за птичкой и оказывается между рамами. Мы тогда просим пожарных, которые могут приехать с лесенкой, поднять животное. Они могут приехать, если свободные и их отпустили. Чтобы успеть спасти такого котика, у специалистов есть лишь полчаса. Если пожарные приехать не могут, то кот обречен.

Часто животные падают в вентиляционные шахты. Если вентшахта на кухне открыта, то любая кошка в любом возрасте легко туда запрыгивает. Иногда в шахтах можно увидеть много трупов птиц. Живых мы достаем. Например, галки сразу понимают, что за ними пришли, хватаются за веревочку, которую мы им протягиваем. Туда также попадают и хомячки, и попугайчики.

Однажды был случай, когда щенок застрял головой в дырке под унитазом, когда играл. Мы дистанционно координировали действия хозяев по его спасению. Когда спокойно говоришь людям, что делать, они спокойно спасают свое животное.

Когда начинаются заморозки, утки и чайки часто вмерзают в лед. Утка может уснуть в луже, а утром примерзает и не может двинуться. У нас есть люди, которые имеют право выйти на лед, есть обучение, гидрокостюмы. С напарником и со страховкой, человек добирается до птицы, плывет, разбивает лед. Затем мы отдаем птицу в центр реабилитации животных.

Как снимаете кошек с деревьев?

— Про помощи специального снаряжения. Но бывают котики очень милые, понимают, что их хотят спасти, идут на руки, а иногда они начинают бороться. Был случай, когда девушку-спасателя кот поцарапал очень сильно. Ей пришлось ехать в больницу. Не все котики понимают, что их пришли спасать, а не убивать, и начинают яростно защищаться.

Как работа в отряде сочетается с основной

Какую часть жизни у вас занимает работа в отряде?

— Это самая большая часть моей жизни. У нас два раза в год обучения. Мы сдаем аттестацию по первой помощи, есть высотная подготовка. Также нам инсценируют на протяжении суток катастрофу, где нужно разбирать завалы, спасать людей. Мы должны определить, что за травмы и как оказать первую помощь.

У вас есть собака, которую вы приучаете к кинологической службе. Что это за порода? Как успехи? Сколько времени уходит, чтобы научить собаку?

— Австралийская овчарка. Зовут Арчи. Это собака-поисковик, от нее два раза отказывались бывшие владельцы, вероятно, из-за ее активности и своенравности. Потом она попала ко мне. Сейчас она проходит обучение в кинологической службе. Два раза в неделю мы ходим на тренировки, во время которых ей показывают разные ситуации.

Вообще, на обучение собаки уходит полтора-два года. Затем она должна сдать аттестацию. Если она сдает аттестацию, то я смогу выйти с ней как кинологический расчет. Но обучение собаки на этом не останавливается.

Важно обучить собаку правильно себя вести при обнаружении человека. Когда собаки находят людей, они лают в лицо. У нас был такой случай, когда человек испугался и начал отбиваться от животного палкой. Поэтому собаку надо воспитать так, чтобы она не кинулась на человека, а продолжала лаять.

Какая у вас основная работа?

— Их несколько. Во-первых, я архитектор. Мы проектируем школы, детсады, жилые, офисные, складские здания. Раньше я проектировала поселки. Например, во Всеволожске, а до этого – в Казани.

Кроме того, я работаю тренером на скалодроме. Я занимаюсь с особыми детьми. Преподаю в Морском колледже на Дыбенко высотную подготовку и ориентирование.

Как вы все успеваете?

— Самый большой секрет – что я ничего не успеваю. (Смеется. – Прим. ред.). Кроме того, у меня двое детей и муж. Так как мы участвуем в «КошкиСпас», то иногда выхаживаем животных. Так у меня образовались два кота и летучая мышь, которая спит сейчас в холодильнике. Мы ее спасли, откормили до нужной кондиции и уложили в спячку. Весной, когда появятся насекомые, ее отпустим.

Как к вам попал такой питомец?

— В квартиру зимой, в мороз, залетела летучая мышь. Бабушка ее ужасно испугалась. Мышь летала, пищала. Мы приехали и забрали ее. У нас есть волонтеры, которые спасают рукокрылых, но так сложилось, что волонтер, который должен был забрать у меня эту мышь, заболел. Поэтому я сама поехала в магазин, купила насекомых и уложила мышку спать.

Работа женщин в отряде

Сколько девушек трудится в отряде? С чем им приходится сталкиваться?

— У нас, в «КошкиСпас», в основном девушки. «КошкиСпас» – это подразделение ПСО «Экстремум», в котором примерно поровну женщин и мужчин.

Однажды, чтобы спасти животное, нам пришлось разбирать целую кухню. Если нам нужно подкрепление, мы сообщаем в чат. Если никто не может выехать, то нам помогают и дистанционно.

Какие качества нужны для работы?

— Желание. Нужна не просто любовь к животным, а понимание, как им помочь. С каждым годом наш опыт растет. Как-то мы достали бурундука, который забрался в дырку между стеной и трубой отопления в парадной. Толщина щели была примерно два сантиметра. Мы соорудили маленькую удавочку и вытянули оттуда животное.

Работа бывает ювелирная, а иногда нам приходится сверлить перфоратором. Например, как-то из шахты мы достали двух ворон. Для этого надо было разобрать всю кладовку и сверлить дырки в стене. Но радость от того, что мы спасли двух птиц, была большая.

Это и умение работать с людьми. Ты приходишь к человеку, который проживает на первом этаже, и сообщаешь ему, что у них за стеной сидит котик. Просишь разрешения сделать дырку в его евроремонте. Эту информацию надо преподнести так, чтобы человек согласился. Зачастую это получается: 99 % людей идут навстречу.

Инструменты вы покупаете за свой счет?

— Да, это все наше.

Сколько в отряде активных людей?

— В «КошкиСпас», наверное, человек 10–15.

Вам хватает людей?

— Не хватает, мы всегда ждем волонтеров. Даже если человек не может выбираться на выезды, но у него есть желание помочь, то он может стать координатором. Это человек, который принимает звонки, отсеивает тех, кому наша помощь не понадобится, дает советы тем, кто может помочь питомцу самостоятельно, успокаивает рыдающих, сообщает, в какую спецслужбу нужно обратиться.

Координатором быть непросто. Например, нам звонят и сообщают, что сбита собака или кошка. Но здесь наша помощь не нужна, а требуется помощь ветеринара. Поток подобных сообщений большой. Еще заявители начинают возмущаться, угрожать, что пожалуются президенту, обещают «уволить». Люди не знают, что мы это делаем бесплатно. Это нужно уметь выдержать и грамотно ответить. Многие люди не справляются с такой психологической нагрузкой.

У нас в отряде есть психологи, которым можно позвонить, чтобы поговорить. Например, когда происходит выгорание. Когда животное страдает, человек переживает, что не всегда может помочь. Надо уметь переживать такие моменты. Однажды в жару мы не успели снять котика с дерева. Когда спасатели приехали, он был уже мертвым. Мы плакали всем отрядом.

Фото: Лиана Селюгина

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.