Кинотеатры в Челябинской области, как и по всей России, остаются в зоне турбулентности. После ухода крупнейших зарубежных кинокомпаний с отечественного рынка выручка и посещаемость кинотеатров в 2022 году упала более чем вдвое. От полного финансового краха отрасль спас вышедший в конце года российский фильм «Чебурашка». Семейная комедия собрала в прокате около 7 млрд рублей. Но только для выживания кинотеатрам, по оценке участников рынка, необходимо 35 миллиардов. Кинопрокатчики рассчитывают на возвращение западных новинок в РФ. Но, чтобы работать в правовом поле, нужно принять давно обсуждаемый проект о принудительном лицензировании.
Без зрителей и выручки
Выручка кинотеатров на Южном Урале в 2022 году по сравнению с доковидным 2019 годом (в период пандемии кинотеатры не работали) рухнула более чем на 50 %. Посещаемость упала на 50–60 %. Об этом «ФедералПресс» сообщил основатель челябинской сети «Мягкие кинотеатры» Александр Одольский. По его словам, такая динамика в целом наблюдается по всей стране.
«В декабре-январе был достаточно хороший прокат, во многом благодаря фильму «Чебурашка». То есть 2022 год с достойными показателями, сравнимыми с допандемийными, отработал только декабрь», – отметил Одольский.
Отрицательную динамику демонстрируют и муниципальные кинотеатры в Челябинской области. Первый заместитель министра культуры региона Ирина Анфалова-Шишкина сообщила «ФедералПресс», что в 2022 году валовые сборы кинотеатров снизились на 37 %, до 34,8 млн рублей, число зрителей сократилось более чем на 30 %, до 242 тысяч человек.
«Статистические данные отражают динамику негативной ситуации в сфере кинопоказов, возникшей из-за распространения короновирусной инфекции и введенных санкций», – отметила Анфалова-Шишкина.
Добавим, показатели работы муниципальных кинотеатров падают, даже несмотря на меры господдержки. С 2015 года на бюджетные средства в Челябинской области модернизировали 30 кинозалов. В 2022 году субсидию в размере 7 млн рублей получил Городской дом культуры в Южноуральске на модернизацию второго кинозала. Дополнительный приток посетителей кинотеатрам обеспечивает программа «Пушкинская карта».
В чем причины
О том, что российские кинотеатры оказались в тяжелом положении, участники рынка говорят уже давно. Напомним, крупнейшие иностранные кинокомпании «Walt Disney», «Warner Bros.», «Sony Pictures», «Universal Pictures» в прошлом году приняли решение отменить в России показ своих фильмов. В итоге заменить зарубежный контент, за редким исключением, оказалось попросту нечем.
В 2022 году государство выделило беспрецедентную сумму для поддержки российской киноиндустрии, но речь идет только о производстве фильмов. А эффекта от принятых мер, иными словами, выхода достаточного количества кассовых российских релизов, кинопрокатчики ожидают не ранее 2024–25 годов.
Чтобы хоть как-то свести концы с концами, российские кинопрокатчики показывают вторую часть фильма «Аватар» и другие западные новинки, но полулегально.
Так как закон о принудительном лицензировании не принят, значит, «Аватар. Путь воды» появляется в кинотеатрах без прокатных историй, отмечает председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков. Для показа фильма кинотеатр должен стать обладателем прокатного удостоверения. Сегодня прямой лицензионный договор Россия получить не может, потому что правообладатель в лице крупнейших зарубежных компаний отказался работать с РФ.
«Закон о параллельном импорте или принудительном лицензировании, можно называть его как угодно, обсуждается еще с весны прошлого года. Но Министерство культуры РФ с удивительным энтузиазмом противостоит любому проекту, который мог бы заработать по этой схеме (завозить в страну зарубежную кинопродукцию через посредников совершенно легально). Если иностранные фильмы в Россию попадают, то решить вопрос с выдачей прокатных удостоверений до сих пор невозможно. В результате российские кинотеатры показывают студийную копию фильма «Аватар: Путь воды». Но закона как такового нет, поэтому на сегодняшний день кинотеатры, показывая копии фильмов, нарушают законодательство и подвергаются штрафам», – отметил Воронков в комментарии для «ФедералПресс».
В свою очередь Александр Одольский обращает внимание на отсутствие рекламных кампаний после ухода голливудских студий.
«Были глобальные мировые кампании, сейчас до России они не доходят. А без рекламы потенциал реализуется только наполовину. И понятно, что западные премьеры у нас идут через две-три недели после того, как фильм вышел в мировой прокат и новинки уже можно найти на различных торрентах», – отметил он.
Перспективы кинопрокатчиков
Ассоциация владельцев кинотеатров оценивает ситуацию на рынке кинопоказа как «критическую и носящую чрезвычайный и непредотвратимый в данных условиях характер». Спасти отрасль может только скорейшее принятие закона о принудительном лицензировании и выход на киноэкраны громких российских премьер.
По словам Алексея Воронкова, для выхода кинотеатров на уровень безубыточности нужен годовой оборот минимум в 35 млрд рублей. Тогда кинотеатры смогут оплачивать аренду, прокат, выплачивать заработную плату. Все, что выше, – уже идет в прибыль. Однако сейчас об этом можно только мечтать. Например, в 2022 году на экраны российских кинотеатров вышло рекордное количество фильмов – 1392. Но 80 % от всех сборов дали только 60 фильмов.
«На сегодняшний день лично я не обладаю информацией о наличии сколь-нибудь необходимого количества релизов в российском производстве, которые смогли бы обеспечить подобные сборы. В летний сезон на фильмах, которые производятся у нас, нам не прожить. Исторически сложилось так, что все сильные российские фильмы выходили в сезон, с ноября по март. А сейчас плюс ко всему у нас пытаются запретить голливудский контент, несмотря на то, что пока мы не готовы обеспечить рынок своим контентом», – прокоммментировал Воронков.
Он добавил, что фильм «Чебарушка» позволил закрыть часть накопленных убытков российских кинотеатров. Только с 1 января по 15 октября 2022 года показатель составил 4,5 млрд рублей. Но за последнее время, кроме «Чебурашки», ничего «сильного» не вышло.
«Мы надеемся, что хоть как-то сработает фильм «Вызов», и в ноябре-декабре текущего года выйдет вторая часть фильма «Холоп». Это два сильных релиза. Но в промежутке между «Вызовом» и запланированным на конец года «Холопом 2» нет ничего. Поэтому, как минимум, мы рассчитываем на то, что нам дадут возможность налаживать свои схемы работы с иностранными студиями, но для этого нужен закон о принудительном лицензировании. Тогда и мы будем работать в правовом поле, и крупные студии будут получать свои отчисления, и Минкульт останется довольным», – заключил Воронков.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Эксклюзивы «ФедералПресс»