Блокировка Турцией транзита санкционных грузов, следующих через ее территорию в Россию, стала полной неожиданностью для отечественных транспортно-логистических компаний. До сих пор они не испытывали никаких трудностей с доставкой товаров из санкционного списка через территорию этой страны. Сейчас они заняты поиском альтернативных путей доставки грузов.
Руководитель департамента сборных грузов международной транспортно-логистической компании «ТРАСКО» Мария Яковкина, комментируя ситуацию «ФедералПресс», сообщила, что первоначально проблема возникла 6 марта на уровне таможенной системы Турции, которая начала отклонять оформление транзитных деклараций на те грузы, где в качестве страны получателя указана Российская Федерация. По ее словам, речь идет только о транзитных грузах в режиме реэкспорта, коды ТН ВЭД которых попадают в санкционные списки ЕС. Все прочие грузы, в том числе в режиме экспорта из Турции оформляются и выезжают в прежнем режиме и без каких-либо задержек.
«Первоначально была версия, что это технические неполадки системы, и оставалась надежда, что они будут в кратчайшие сроки устранены, а работа будет возобновлена, однако есть предположение, что это может быть результатом принятого турецкими властями решения», – отметила она.
Мария Яковкина отметила, что ситуация усугубляется тем, что данные ограничения не только не были анонсированы заранее, но и до сих пор никак официально не прокомментированы. «Многие грузы и отправки находятся в подвешенном состоянии, что-то уже загружено. Транспортные средства простаивают с 6 марта в надежде на официальные комментарии, которые позволят оценить возможность дальнейшей транспортировки. В настоящий момент транспортные компании и грузовладельцы уже несут существенные убытки, и если ограничения не будут сняты, то это станет еще одним поводом для масштабных изменений в мировой логистике», – подчеркнула она.
Исполнительный директор Ассоциации по развитию логистического рынка «Сообщество топ-менеджеров логистических компаний» (СТМЛК) Александр Кибальников подтвердил, что проблемы с оформлением турецких экспортных и транзитных деклараций для грузов, следующих в Россию через Турцию, начались три дня назад.
«По нашей информации, товаров турецкого производства данная проблема не касается. Но грузы, которые доставлялись через турецких трейдеров, оказались блокированы. Одна из версий – технические неполадки у турецкой стороны при настройке онлайн-платформы, через которую шел обмен данными по оформлению транзита T1 в рамках конвенции о процедуре совместного транзита. После принятия Евросоюзом 10-го пакета санкций в алгоритмы работы платформы были внесены изменения со стороны 27 стран ЕС, блокирующие оформление таможенного транзита для РФ по санкционным кодам на программном уровне. Упрощенно ввели новый пакет обновлений для программы, тем самым отключив возможность отправки транзитных грузов в РФ», – объяснили в СТМЛК.
«По информации, которая поступила от наших брокеров в Турции, данная ситуация может быть связана с новыми настройками системы NCTS (New Computerized Transit System), в которой происходит обмен данными по оформлению транзита через Турцию. Таким образом, транзит теперь блокируют таможенные органы ЕС, так как они находятся в одной системе с Турцией. Думаем, что решение данной проблемы может занять от 3 до 5 недель. Пока мы оперативно меняем схему транзита для удобства наших клиентов и уже предлагаем альтернативные пути оформления грузоперевозок», – прокомментировала «ФедералПресс» Виктория Евтушенко, руководитель подразделения Smart Logistics International из Москвы.
По словам Александра Кибальникова, на сегодняшний день никакой официальной информации от турецкий властей не последовало, и участники рынка вынуждены собирать ее по большей части по личным каналам – от турецких брокеров и коллег по отрасли. Логистические компании вынуждены занять выжидательную позицию, но никто не сидит сложа руки, пояснил эксперт.
«Все начали поиски альтернативных путей на случай, если данная ситуация не изменится в ближайшее время в лучшую для нас сторону. Каким будет этот путь, пока непонятно, поскольку прошло всего три дня, говорить о каких-то результатах поиска альтернативы еще рано, но, разумеется, работа ведется. Турецкие агенты тоже все в полной готовности и стараются со своей стороны помогать по мере своих возможностей», – прокомментировали в СТМЛК.
Транспортно-логистические компании не спешат сейчас давать прогнозы – неблагодарное это дело еще со времен пандемии. «Все надеются на лучшее и делают все возможное для выполнения своих договорных обязательств перед клиентами», – сказал исполнительный директор СТМЛК.
Генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев заявил «ФедералПресс», что для них блокировка транзитов не стала неожиданностью. «Российский бизнес в условиях ужесточающихся санкций работает уже более года, и мы учитывали подобные риски», – сказал он.
По его словам, чтобы точно оценить ситуацию, нужно хотя бы пару дней. «Тем не менее уже очевидно, что будут меняться цепи поставок и транспортная отрасль столкнется с новыми проблемами – удорожанием запчастей, ростом себестоимости товаров и услуг», – отметил он.
«На данный момент мы можем подтвердить, что транзитные грузы на Россию с санкционными кодами ТН ВЭД блокируются Турцией», – прокомментировал, в свою очередь, руководитель направления международных автоперевозок Noytech Supply Chain Solutions Иван Головко.
Коммерческий директор SOTA Logistic Кирилл Латинский напомнил, что Турция в 2022 году стала крупнейшим транспортным хабом для санкционных товаров, следовавших в Россию. «Очевидно, что сегодняшние действия Турции связаны с давлением стран Запада, в особенности США. Мы не исключаем, что далее последует полный законодательный запрет реэкспорта через Турцию санкционных товаров в Россию. Значит, будут найдены новые схемы поставок, более сложные и затратные. Это приведет к увеличению сроков доставки и очередному скачку цен на эти товары в России», – отметил он.
Алеся Литвиненко, руководитель сектора закупок западного направления STALOGISTIC, предположила, что «блокировка Турцией транзита санкционных грузов в Россию связана с ее вступлением Таможенный союз с ЕС. А в европейской таможенной системе действует запрет на экспорт санкционных товаров в РФ». Она также сообщила, что сейчас игроки рынка активно ищут новые варианты транзита, в том числе через ОАЭ.
По словам Ивана Головко, рассматриваемый логистическими компаниями маршрут через ОАЭ и далее через Иран или некоторые страны СНГ скажется на сроках и ценах.
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency/globallookpress.com/
Санкции против России