В мае 2023 года Россия увидит новый отечественный электромобиль. Такими планами недавно поделился глава челнинского КамАЗа Сергей Когогин. По его словам, концерн готов к изменениям, которые диктуют новые мировые тренды в отрасли. Например, в декабре 2020 года завод уже представил свое первое электродетище «Кама-1». Другие компании также начали занимать места на рынке производства электромобилей. Какие российские аналоги «Теслы» уже создали в России и сколько они стоят – в материале «ФедералПресс».
Evolute
Липецкий автозавод «Моторинвест» начал производить электромобили осенью 2022 года. Под брендом Evolute они создали первое российское электрическое авто, которое вышло в серийное производство. Более того, компания реализовала целую модельную линейку, в которую входят кроссоверы i-Joy, i-Sky и i-Jet, а также самый популярный седан i-Pro. На данный момент «Моторинвест» является единоличным лидером на рынке российских электрокаров.
Продажи автомобиля i-Pro стартовали 26 октября 2022 года. Цена в единой фиксированной комплектации – почти три миллиона рублей, но на эту модель действует государственная субсидия в размере 925 тысяч рублей, то есть покупатель отдаст за нее чуть больше двух миллионов. До 100 км/ч машина разгоняется за 9,5 секунды. На одной зарядке она может проехать 433 километра. Седан приводится в движение мотором в 150 лошадиных сил и заряжается от 53-киловаттной тяговой батареи. В оснащение входят климат-контроль, задние парктроники, аудиосистема с двумя динамиками и салон, обшитый искусственной кожей.
Переднеприводный кроссовер i-Joy стоит дороже – от 2,5 миллиона с учетом госпрограмм. Он представлен в четырех цветах, имеет двигатель мощностью 163 лошадиных силы, аккумулятор с запасом хода на 407 км. От 0 до 100 км/ч он разгоняется за 8,9 секунды. А вот кроссовер i-Sky еще не поступил в продажу – 27 марта компания представила его прототип на фестивале парусного спорта в Мурманской области. Он будет мощнее первого кроссовера, а также сможет дольше держать заряд. Планируется, что модель выйдет в серийное производство во втором квартале 2023 года.
E-Neva
Впервые электрокар E-Neva представили на нижегородском заводе «Алмаз-Антей», который и разработал этот автомобиль. На презентации был министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, он оценил машину, проехавшись за ее рулем.
Полноприводный электромобиль относится к категории компактных пятидверных кроссоверов. Причем передний привод подключаемый. Благодаря модульной платформе, которую создали в рамках проекта E-Neva, машина может оснащаться как электрической, так и гибридной газовой технической установкой.
Длина автомобиля составляет 4,5 метра, максимальная скорость – 197 км/ч, а разгон от нуля до 60 км/ч занимает 2,7 секунды. E-Neva оснащена моторами с крутящим моментом 824 Нм. Также она укомплектована медиасистемой с диагональю экрана 15 дюймов и проекционным дисплеем. Объем багажника – 610 литров, запас хода на одном заряде батареи – до 463 км. По габаритам его можно сравнить с Volkswagen Tiguan.
Однако сейчас E-Neva остается лишь проектом. Его будут собирать на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге – о готовности начать серийное производство заявил глава АвтоВАЗ Максим Соколов. Неизвестна и точная цена будущего электрокара. Денис Мантуров сравнил отечественный проект с «Теслой» и заявил, что E-Neva рассчитана на среднего покупателя, в то время как «Тесла» – скорее бизнес-сегмент.
«Москвич»
Идея возрождения легендарного советского бренда появилась весной прошлого года. Тогда с российского рынка ушел Renault и оставил московский завод, который им когда-то достался именно от «Москвича». Если с названием история сложилась как нельзя удачно, то с выбором модели было сложнее. Завод простаивал, коллектив нужно было спасать, поэтому времени было мало. Руководство на скорую руку решило создать копию китайского кроссовера JAC JS4 под брендом «Москвич». Сначала сконструировали бензиновые авто, а уже позже – электрические.
В основе электромобиля «Москвич Зе» также лежит китайская модель JAC, даже эмблема отечественного авто приезжает из Китая. Однако различия все же есть: например, на «Москвиче» стоит более мощный блок аккумуляторов на 65,7 кВт·ч. Российский электрокар заряжается в среднем 45 минут, мощность двигателя – 193 лошадиные силы, крутящий момент – 340 Нм.
А вот от своего бензинового «сородича» «Москвич 3е» на первый взгляд мало чем отличается: у них одинаковые кузовы, размер багажника, схожие диски и фары. Но электрокар в базовой комплектации все же богаче классического «Москвича». У него есть панорамная крыша, кожаные сиденья (передние с подогревом), более современная цифровая приборная панель. Кроме того, в авто есть система кругового обзора 360 градусов, задние парктроники и шесть подушек безопасности. Электрический «Москвич» стоит от 3,5 миллиона рублей, что в полтора раза больше бензинового варианта.
«Кама-1»
В декабре 2020 года в Москве представили электромобиль «Кама-1». Его разработали КамАЗ и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Над проектом работали два года и за это время удалось создать первый в России электрокар, созданный на основе цифровых двойников. Это технология, копирующая физический предмет в цифровом пространстве, что позволяет воспроизводить технические процессы и устранять ошибки.
Машина представляет собой четырехместный смарт-кроссовер. Его длина составляет 3,4 метра, клиренс – 160 миллиметров. Без подзарядки он может проехать до 250 километров, а максимальная скорость «Камы-1» достигает 150 км/ч. Электрокар полность заряжается за 6 часов, в ускоренном режиме – за 20 минут. Разгон до 100 км/ч – за 6,7 секунды.
Несмотря на громкую презентацию автомобиля и «наполеоновские» планы главы КамАЗа Сергея Когогина «Кама-1» до сих не запущена в серийное производство. Они появятся в продаже лишь в 2024-2025 году. Стоимость электрокара составит от 1,2 миллиона рублей.
Monarch
Один из самых громких проектов среди рынка российского электрического автопрома – Monarch. Создатели намеревались переплюнуть иностранную Теслу и разработать премиальный российский электрокар. В 2020 году компания Monarch объявила о завершении разработки автомобиля и готовности к производству нескольких экземпляров для сертификации. С тех пор подвижек никаких не произошло.
В своем последнем пресс-релизе компания представила свое изобретение свое в двух модификациях: S200 и S400 мощностью 272 и 544 л. с., соответственно. Предполагалось, что у первой модели будет один электромотор, а емкость батареи составит 60 кВт/ч, этого должно хватать на 382 километра хода без подзарядки. До 100 км/ч он разгоняется за пять секунд при максимальной скорости в 250 км/ч. У S400 должно было быть два электромотора и полный привод. 80-киловаттная батарея обеспечила бы запас хода до 407 километров. Разгон до 100 км/ч – 3,2 секунды, максимальная скорость – 260 км/ч.
Разработчики показывали прототипы будущих авто, которые создали их дизайнеры. Машина выглядела интересно, походила на солидную иномарку. Салон обещал быть весьма богатым: отделка из кожи, льна, алюминия и хрома. На деле все оказалось не так радужно. В 2019 году компания устраивала презентацию электрокара, но саму машину на нее так и не подвезли – из-за долга на транспортировку. Фотографии в интернете не вселяют уверенность в том, что машина реально существовала.
Несмотря на это на сайте Monarch открыты предпродажи на автомобиль. Цены начинаются от 4,5 миллиона рублей. Сумеют ли производители заманить покупателей и все-таки реализовать производство, неизвестно.
Пока ситуация складывается так, что отечественный рынок электрокаров находится лишь на пороге развития. Готовых моделей очень мало, да и соответствующая городская инфраструктура оставляет желать лучшего. Люди с неуверенностью обращают внимание на электрокары, предпочитая им бензиновые аналоги. Однако в условиях общего подъема отечественного производства велик шанс, что и отрасль электрического автопрома рано или поздно «встанет на ноги», а новомодные авто все же будут пользоваться спросом у потребителей.
Фото: Bulkin Sergey/news.ru via globallookpress.com/ globallookpress.com, Petrov Sergey / news.ru via globallookpress.com / globallookpress.com, Максим Блинов / РИА Новости, Komsomolskaya Pravda/Global Look Press/ globallookpress.com