Ключевая тема прошедшего на этой неделе в китайской провинции Хайнань Боаоского азиатского форума (БАФ) – «Неопределенный мир: единство и сотрудничество для противостояния вызовам, открытость и инклюзивность для содействия развитию». Его участники пытались найти ответ на вопрос: как мировой экономике выйти из кризиса, спровоцированного геополитическими факторами? Форум выразил главную мысль: Азия сейчас становится центром экономического притяжения. Прогноз роста азиатского ВВП впечатляет на фоне увядающих экономик США и Европы. На первый план здесь выходят сотрудничество, открытость и взаимные интересы.
Глобальное и региональное
Азия в последние годы раскрылась по-новому. Растущая экономика, почти бесконечные источники финансирования, потенциал для партнерства – об этом знали все. А нынче, когда на фоне обострения борьбы за мировое господство векторы политического и экономического сотрудничества резко развернулись в сторону одних из крупнейших экономик мира – Китая и Индии, регион превратился в некий планетарный центр для поддержания стабильности. И отношения, строящиеся сегодня между Азиатским континентом и странами, стремящимися к развитию и партнерству, теперь входят в новую эпоху.
Выступления экспертов на БАФ сводились к мысли о том, что попытки доминирования некоторых мировых держав и продвижение ими собственных правил ведет к расколу регионального сотрудничества. Чтобы оно укреплялось, необходимо учитывать экономические интересы региональных соседей.
Пан Ги Мун, 8-й генеральный секретарь ООН и председатель Боаоского азиатского форума, напомнив уроки истории, сказал:
«Когда разразилась пандемия, динамика и прогресс в повестке дня потерпели серьезную неудачу. Около 100 млн человек снова оказались за чертой бедности. Учитывая стремительно растущие цены на продукты питания и энергоносители, постоянную инфляцию и слабый рост, реальные цифры могут быть еще хуже. (…) Пришло время пересмотреть и активизировать глобальное партнерство и международное сотрудничество, поскольку мир движется в противоположном направлении».
По его словам, в условиях роста численности бедных и слаборазвитых стран, не имеющих возможность расти из-за отсутствия ресурсов, двигателем их поддержки может стать проект «Один пояс, один путь», охватывающий не только Азию, но и страны Ближнего Востока и Африки.
Генеральный секретарь БАФ Ли Баодун тоже считает, что «в условиях изменений, аналогов которым не было в течение последнего столетия, в период неустойчивости и трансформаций все страны Азии, сталкивающиеся с вызовами, стали мотивирующей силой для роста, на которую может опереться весь мир».
По его мнению, чтобы развитие экономик азиатских государств протекало более равномерно, необходимо сплотиться. Если это случится, он уверен, что по итогам текущего года Азия продемонстрирует блестящие показатели на фоне замедления роста мировой экономики.
Азиатский подъем
В ежегодном докладе БАФ прогнозируется рост ВВП в Азии по итогам 2023 года на уровне 4,5 % – это может стать «надежным признаком развития на фоне глобального экономического спада». Причем рост этот, по мнению авторов доклада, обеспечат не крупные, а развивающиеся страны региона. На фоне этого роста погружающиеся в рецессию европейские экономики выглядят жалкими, а улучшение экономических прогнозов на какие-то сотые доли – даже смешным.
Так, в феврале Европейская комиссия улучшила прогноз экономического роста в Европе на 2023 год до 0,8 % с 0,3 % в ноябре. В том числе для ВВП Германии в 2023 году спрогнозирован рост экономики на 0,2 % вместо прежнего прогнозного снижения на 0,6 %, в 2024-м – на 1,3 % вместо 1,4 % соответственно. Экономике Франции в 2023 году пророчат рост на 0,6 % вместо 0,4 %, для 2024-го прогноз снижен до 1,4 % с 1,5 %. Прогноз ВВП Италии – рост на 0,8 % и 1 % в 2023 и 2024 годах (предыдущий прогноз - 0,3 % и 1,1 %).
Для сравнения, Минэкономразвития РФ прогнозирует падение российского ВВП в 2023 года на 0,8 %. В 2024 году Банк России ожидает рост показателя в диапазоне от 0,5 % до 2,5 %, а в 2025-м – на 1,5-2,5 %. Тогда как Всемирный банк считает, что российская экономика упадет на 3,3 % в 2023 году.
Директор исследовательского отдела Института мировой экономики и политики китайской академии общественных наук Сюй Сюцзюнь объяснил причины замедления мировой экономики негативными последствиями пандемии и геополитическими конфликтами.
«Но мы также являемся свидетелями очень важного явления, которое постоянно негативно воздействует на глобальную экономику – это политика некоторых стран: их односторонний подход и протекционизм. И это очень сильно влияет на нормальное торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество», – сказал он.
«Развитые страны стремятся к возвращению производственных мощностей и устранению Китая из глобальных интеграционных процессов и глобальной системы цепочек поставок, что приводит к росту издержек в некоторых странах и общему снижению экономической эффективности, а также к замедлению темпов роста глобальной экономики», – отметил, в свою очередь, декан института международной экономики Университета международного бизнеса и экономики Сан Байчуань.
Согласно данным государственного статистического управления (ГСУ) КНР, по итогам 2022 года ВВП Китая вырос на 3 % в годовом исчислении и составил 121,021 трлн юаней (17,9 трлн долларов). Хотя данный показатель оказался ниже ожидавшихся 5,5 %, все же рост китайской экономики не может не впечатлять. Численность населения КНР в прошлом году снизилась на 850 тыс. человек и составила 1 млрд 411 млн против 1 млрд 412 млн в 2021 году.
По словам управляющего партнера Oliver Wyman Бэй Чжэмина, «глобальная цепочка поставок все время меняется, мы наблюдаем релокацию производства по всему миру. А Китай всегда был крупнейшим в мире производственным центром, и восстановление экономики страны очень выгодно азиатским производителям».
С ним согласен управляющий партнер PwC в КНР Лян Вэйцзянь, который подчеркнул, что «Китай по-прежнему остается второй по величине в мире инвестиционной «горячей точкой».
Как отметил заместитель директора Китайской национальной комиссии по контролю над наркотиками Энди ЦАН Вай-хун, странам по силам справиться с вызовами «все более сложной глобальной системы безопасности» только сотрудничая вместе. Он посоветовал поучиться у Китая продвижению экономической интеграции.
Российско-китайское партнерство
Векторы углубления интеграционных процессов Пекин ярко продемонстрировал на текущей неделе, с государственным визитом председателя КНР Си Цзиньпина в Россию. То, что наша страна стала первой, куда китайский лидер приехал после переизбрания на третий срок Всекитайским собранием народных представителей, подчеркнуло полную политическую и экономическую поддержку и взаимный интерес двух стран.
Говоря о приоритетах торгово-экономического сотрудничества, президент РФ Владимир Путин в марте указал на новый рекордный показатель двустороннего товарооборота по итогам 2022 года, достигшего 185 млрд долларов. Главное таможенное управление КНР в январе опубликовало еще более оптимистичную цифру – 190,27 млрд долларов с ростом на 29,3 % к предыдущему году. Доля России во внешней торговле Китая, по его данным, составляет 3 %. Прогноз взаимной торговли на 2023 год составляет 200 млрд долларов с ростом доли расчетов в национальных валютах. Поставки из России на китайский рынок нефти, трубопроводного газа, СПГ, угля, мазута, минеральных ресурсов, древесины, сельскохозяйственной продукции и морепродуктов будут расти. В условиях санкций Россия, в свою очередь, будет наращивать импорт китайской бытовой техники, автомобилей, экскаваторов, микропроцессоров, товаров легкой промышленности.
«Именно российско-китайские отношения сегодня фактически выступают краеугольным камнем региональной, да и глобальной стабильности, стимулируют экономический рост, служат гарантом позитивной повестки в международных делах», – написал Владимир Путин в недавней статье для газеты «Жэньминь жибао».
Комментируя важность вопросов, которые обсуждались на БАФ, директор Центра международно-правового сотрудничества ЕАЭС Дмитрий Стасюлис назвал форум одним из противовесов Давосу и заявил, что для организации еще более масштабной дискуссии о переходе к многополярному мироустройству России было бы целесообразно инициировать международный экономический форум «Евразийская платформа». Повестку такого мероприятия могли бы дополнить вопросы партнерства евразийских государств в космосе и Арктике, гуманитарной и правовой сферах, в том числе для купирования практикуемого атлантистами силового блокового мышления.
Фото: Vasilii Smirnov / Russian Look / globallookpress.com/