Министерство энергетики РФ изменит принятые четыре года назад условия получения налогового вычета за модернизацию НПЗ. Начавшиеся на прошлой неделе обсуждения опубликованного проекта постановления правительства планируется завершить к середине апреля. Что новые критерии дадут российским нефтепереработчикам? «ФедералПресс» поговорил с экспертами.
Стимулы для модернизации
В 2018 году девять нефтеперерабатывающих предприятий России заключили с Министерством энергетики соглашения о модернизации мощностей в обмен на получение обратного акциза на нефть в рамках завершения налогового маневра. Такие НПЗ обязались до 2026 года ввести в эксплуатацию 13 установок вторичной переработки нефти и увеличить производство автомобильных бензинов экологического класса К5 более чем на 3 млн тонн в год. Первоначальная стоимость таких объектов для включения в соглашение о модернизации составляла не менее 60 млрд рублей, а совокупная – 300 млрд рублей. Речь шла о строительстве современных установок риформинга, изомеризации, крекинга, гидрокрекинга, алкилирования, производства высокооктановых компонентов, УЗК, гидроочистки, висбрекинга, переработки прямогонных остатков, гидроконверсии – перечень был утвержден соответствующим постановлением правительства РФ. В случае, если предприятия не справятся с этими требованиями, они должны были вернуть обратный акциз. К 2021 году количество подписантов соглашения выросло до 21, а запланированных к строительству установок – до 50 со сроком реализации проектов к 1 января 2031 года. Придумав стимулы для модернизации, правительство дало им шанс сохранить прибыльность.
Но сначала обрушившаяся на мир пандемия Covid-19, а позже санкционная политика Запада скорректировали сроки выполнения модернизации. В результате профильным министерством были разработаны новые условия, позволяющие НПЗ, инвестирующим в модернизацию своих мощностей, сохранить обратный акциз в 2024–2025 годах.
Такие нефтеперерабатывающие заводы по состоянию на 1 января 2023 года должны быть реально работающими, ни в коем случае не находиться в стадии реорганизации или ликвидации, не иметь долгов по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. Кроме того, они должны были инвестировать в сооружение установок вторичной переработки нефти в рамках соглашений с Минэнерго не менее 60 млрд рублей, и/или переработать в прошлом году свыше 4 млн тонн нефти на установках по первичной переработке нефти и газоконденсата, либо связанных с каталитическим риформингом бензина, каталитическим крекингом и гидрокрекингом, гидроконверсией тяжелых остатков, замедленным коксованием, селективной очисткой, депарафинизацией и гидроизодепарафинизацией. Изменив критерии для получения льгот, правительство рассчитывает выявить те НПЗ, которые, не сетуя на кризис, серьезно продвинулись в своих модернизационных программах.
Сохранить акциз
Эксперты считают, что изменения условий предоставления обратного акциза нефтеперерабатывающим компаниям в условиях продолжающегося санкционного давления стало логичным шагом.
По словам аналитика ФГ «Финам» Сергея Кауфмана, фактически налоговые изменения связаны со сложностями в дальнейшей модернизации некоторых российских НПЗ из-за санкций.
«В условиях недоступности западного оборудования некоторым НПЗ могло быть сложно выполнить свою часть соглашения о модернизации, и тогда компания теряла бы право на обратный акциз. Если раньше условиями для получения обратного акциза для разных компаний были либо инвестиции в размере не менее 60 млрд рублей, либо выпуск бензина 5 класса в объеме не менее 10 % от переработки нефти, то теперь минимальным критерием станет переработка 4 млн тонн нефти. Иначе говоря, изменения позволят некоторым нефтеперерабатывающим организациям сохранить право на обратный акциз», – отметил он, комментируя изменения «ФедералПресс».
Фото: RosneftRu / Twitter.com / globallookpress.com