Top.Mail.Ru
Энергетика
Москва
0

Расчет топливного демпфера меняется с апреля: чего ждать нефтяникам

добыча нефти
Новые корректировки демпфера не окажут существенного влияния на внутренний рынок и на нефтяные компании

Правительство России с 1 апреля 2023 года изменило расчет топливного демпфера, увеличив ценовой дифференциал для бензина с $20 до $25 за баррель и введя его для дизтоплива на уровне $10 за баррель. Бюджет сможет значительно сэкономить за счет уменьшения демпферных платежей компаниям. А какие риски это несет производителям? «ФедералПресс» опросил экспертов.

Скорректированный демпфер

В России демпферный механизм на нефтепродукты действует с 2019 года и представляет собой компенсационные выплаты за поставки топлива на внутренний рынок. В случае, когда экспортная цена бензина и дизтоплива выше внутренней, государство компенсирует компаниям часть этой разницы, а если ниже – нефтяники выплачивают из своих доходов в бюджет. Размера дисконта на российскую нефть влияет на выплаты.

Топливный демпфер регулярно корректируется. Новые поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие изменение его параметров, были одобрены Советом Федерации РФ в конце февраля. По ним с 1 апреля предусмотрено повышение максимального значения понижательного коэффициента (дисконта цены российской марки нефти Urals к европейскому сорту Brent) для расчета индикативной экспортной цены бензина – с $146 до $182,5 за тонну (или с $20 до $25 за баррель), для расчета индикативной экспортной цены дизтоплива был введен показатель $73 за тонну (или $10 за баррель). Соответственно, февральские бюджетные выплаты нефтяникам были оценены на уровне 108,7 млрд рублей вместо 113,8 млрд рублей в феврале 2022 года, а за январь-февраль 2023 года – 156,6 млрд рублей вместо 198,8 млрд рублей за аналогичный прошлогодний период.

Согласно прошлогодним поправкам в Налоговый кодекс РФ, вновь скорректированный механизм демпфера на топливном рынке рассчитан на сокращение расходов бюджета: в 2023 году – на 212 млрд рублей, в 2024 году – на 221 млрд рублей, в 2025 году – на 229 млрд рублей.

Об изменениях в расчете демпфера по бензину и дизельному топливу с апреля 2023 года «ФедералПресс» писал в феврале. Тогда правительством был внесен в Госдуму соответствующий законопроект.

Рынок не рискует

Эксперты, опрошенные «ФедералПресс», отметили, что новые корректировки не окажут существенного влияния на внутренний рынок и на нефтяные компании, которые, несмотря на уменьшение выплат, так или иначе останутся прибыльными.

Такое мнение, в частности, высказал главный редактор «Нефть и Капитал» Владимир Бобылев.

«Даже при сокращении размера демпфера у российских НПЗ так или иначе все равно с учетом мировой конъюнктуры цен присутствует положительная маржа. Как оценивают эксперты, это порядка $7 на баррель. И в то же время это определенное облегчение для бюджета, потому что с учетом нынешних действующих уровней цен, а также показателей демпфера выплаты из бюджета нефтяникам в 2023 году сократятся примерно на 600 млрд рублей», – сказал он.

Аналогичное мнение высказал аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

«Корректировка демпфера фактически учитывает дисконт российской нефти на мировом рынке. В результате выплаты по демпферу при прочих равных уменьшаются, что снижает расходы бюджета и доходность НПЗ. При этом даже с учетом корректировки демпфера достаточно эффективные российские НПЗ остаются прибыльными, в связи с чем рисков для их развития и модернизации от корректировок демпфера мы не видим», – отметил он.

По словам руководителя аналитического центра «Независимого топливного союза» Григория Баженова, сейчас маржинальность розничного рынка нефтепродуктов варьируется в диапазоне от 13 до 20%, в зависимости от вида топлива и региона реализации.

Согласно аналитическому отчету Центра развития энергетики, ранее опубликованному на его сайте, изменение параметров демпфера не принесет в бюджет дополнительные доходы, а лишь уменьшит расходы.

«Изначальная конструкция демпфера подразумевала, что при росте цен на нефть увеличение выплат нефтепереработке будет компенсироваться ростом налоговых поступлений от добычи нефти. Но теперь экспортные котировки российских нефтепродуктов существенно оторвались от динамики цены Urals, и в итоге вместо перераспределения налоговой нагрузки внутри отрасли (между переработкой и добычей) бюджет вынужден нести прямые расходы на поддержку НПЗ», – отмечается в тексте.

Авторы отчета, указывая на сохраняющуюся премиальность экспорта нефтепродуктов относительно экспорта сырой нефти, считают, что нефтяники постараются не снижать переработку при условии нахождения внешних рынков сбыта для нефтепродуктов.

Они ожидают существенных изменений в объемах переработки и производства в апреле после введения в действия нового расчета топливного демпфера и начала программы весенних ремонтов.

Фото: RosneftRu/Twitter.com/globallookpress.com/

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.