Предки этого народа по непонятным пока причинам сами приняли неожиданное решение переселяться на север. Это и помогло им сохраниться: те, кто остался на юге, спустя несколько веков растворились среди соседних этносов. Удается ли кетам сохранять свои традиции, культуру и язык – в материале «ФедералПресс».
Где живут кеты
Это один из действительно малочисленных народов – их насчитывается чуть больше тысячи человек, и большая часть этого этноса живет на севере Красноярского края. Здесь они разделены на шесть компактных групп:
Туруханский район
- елогуйская (поселок Келлог на реке Елогуй)
- сургутихинская (поселок Сургутиха на одноименной речке)
- пакулихинская (поселок Бакланиха на Енисее)
- курейская (поселок Серково на реке Курейке и поселок Мадуйка на озере Мадуйском)
Енисейский район
- сымская (поселок Сым на реке Сым)
Эвенкия
- подкаменнотунгусская (поселок Суломай на реке Подкаменной Тунгуске)
Всего в Красноярском крае кеты компактно живут в десяти районах, в том числе населенные пункты Келлог и Суломай – моноэтнические.
Откуда пришли кеты
Название «кет» начало использоваться в 20-е годы прошлого века. В отношении прежних поколений использовались другие термины: остяки, енисейские остяки, енисейцы. Изначально они проживали на юге Сибири, однако примерно в IX–XIII веках начали движение на север. Здесь они взаимодействовали с хантами, селькупами, эвенками – за счет этого зарождалась собственная кетская культура. Позднее предки кетов продвинулись еще севернее – до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйского, начав ассимиляцию энцев и их вытеснение.
Те же из кетов, кто остался на юге, примерно в XVIII–XIX веках стали растворяться среди окружающих народов. Благодаря такому смешению позднее появились хакасы, тувинцы, шорцы, северные алтайцы.
По состоянию на конец XIX века в Енисейской губернии было зафиксировано проживание 993 представителей этого народа. Пика численности кеты достигли в период переписи населения 1926 года – таковыми были зарегистрированы 1402 человека. Позднее их количество стабилизировалось примерно на тысяче человек.
Язык кетов
Письменность этого народа была создана в 80-е годы прошлого века на основе русской графики. В отдельных населенных пунктах началось даже преподавание родного языка для начальных классов. По состоянию на 2004 год он преподавался в восьми школах, одновременно шли уроки по национальной истории и обычаям и традиционному природопользованию. Больше того, работало шесть дошкольных учреждений, девять библиотек и восемь клубов. Однако сегодня родным кетский язык считают только 35,6 % представителей этого народа, свободно им владеют 22,2 %, а среди детей этот показатель – всего 10 %.
Кетский язык относится к языкам-изолятам – это единственный представитель особой енисейской группы палеоазиатской семьи. Несмотря на малое количество носителей, он делится на два диалекта – имбатский и сымский (югский), причем иногда их даже считают самостоятельными языками.
Традиции кетов
Брак
Первый этап – сговор и сватовство. Частью их являлся обряд с котлом: родственники жениха наполняли его подарками, главным образом платками и беличьими шкурками, и относили к чуму невесты. Если последняя соглашалась, то принимала презент, в противном случае он оказывался перевернутым. Следующим этапом становились переговоры о калыме.
Похороны
Помимо привычного закапывания в землю у кетов применялось и воздушное захоронение – в основном в отношении шаманов и детей. Они устраивались в пне срубленного дерева или на помосте.
При традиционном захоронении на могиле устанавливались либо православный крест, либо палка с развилкой. К ним привязывались лоскуты белой ткани.
Как охотились кеты
Традиционными объектами добычи были:
- копытные – лоси и олени;
- водоплавающая и боровая дичь;
- рыба – ее обычно массово ловили котцом, то есть загородкой с плетеной ловушкой;
- пушнина – соболи и белки. Этому виду охоты способствовало введение ясака, а потом и товарно-денежных отношений.
Традиционное оружие для этих целей – лук и стрелы.
Где жили кеты
Традиционное жилище – баннус. Это полуземлянка с земляным покрытием, которая устанавливается на квадратный каркас из бревен. Еще один вариант называется кус – это конический чум, который покрывали кусками бересты. Были варианты временных жилищ – из бревен. Летом же рыбаки и вовсе могли жить в лодках-илимках.
Такие виды жилищ использовались до середины прошлого века. После перехода к оседлости представители народа стали делать срубные дома. Впрочем, искусство изготовления чумов все еще востребовано – их используют в качестве временного жилья на промысле.
Во что верили кеты
Формально в XVIII веке кеты приняли православие. Однако древняя мифология продолжала жить в этом народе и после этого. Небо и связанные с ним явления природы ассоциировались у кетов с верховным божеством по имени Есь. Его главным антагонистом была Хоседэм – хозяйка севера и носительница зла, ответственная за все беды, порчу, мор и болезни. Верили кеты и в хозяйку перелетных птиц Томэм.
Отдельные культы касались огня, духов – семейных охранителей, духов – хозяев отдельных мест и промысловых животных. Например, процесс добычи медведя был обставлен особым ритуалом, потому что в народе считалось, что через это животное может приходить умерший родственник.
Все перечисленное отражалось в фольклоре, который давал ответы на вопросы о происхождении мира и человека, о появлении отдельных геологических явлений. Например, каменный хребет на восточном берегу Енисея, по мнению кетов, – это мифический герой Альбэ, который застыл, будучи повержен Хоседэм. Был в мифах и покровитель лесных зверей Кайгус, способный даровать удачу на промыслах, и злой обманщик Кэлбэсам, и богатырь Бальнэ.
Фото: РИА Новости / Михаил Кухтарев
Инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова
Энциклопедия коренных народов России