В Сургуте бар-ресторан Hookah place оказался в центре скандала. Посетитель пришел в заведение в футболке с провокационной надписью «Служба безпеки України». Фотографии моментально разлетелись по телеграм-каналам, после чего началась травля сотрудников бара. В заведение посыпались звонки с угрозами, заходили «народные мстители», желающие отыскать провокатора. Владелец бара Игнатий Сомов в интервью «ФедералПресс» рассказал, как это произошло и какова была цель провокации.
СБУ в баре в Сургуте
Игнатий Андреевич, как мужчина появился в баре?
— Обычный клиент пришел в заведение и сел за барную стойку. Весь вечер просидел там, а в конце снял кофту и остался в футболке с аббревиатурой на спине СБУ и ее расшифровкой на украинском языке: «Служба безпеки України». Кто-то это сфотографировал (это мог быть клиент или человек, находившийся с ним там) и выложил в Сеть с отметкой геолокации. Фотография моментально попала в телеграм-каналы, после чего на нас обрушилась волна хейта.
У всех был вопрос: «Почему ничего не предприняли?». Он сидел на барном стуле с высокой спинкой. Он мог весь вечер просидеть в этой футболке, и его никто бы не заметил. И бармен – человек не с рентгеновским зрением, он не мог видеть, что на его спине написано.
У нас нет охраны, она не предусмотрена, потому что наше заведение спокойное, сюда люди поужинать приходят.
Травля от ультрапатриотов
Какие конкретно угрозы поступали сотрудникам?
— Травля была не только в соцсетях, были звонки, телефон практически не умолкал. Говорили: «Мы вас сожжем». Это были люди «ноунейм» (нет имени. – Прим. ред.). В тот день я находился в командировке в Москве, но постоянно был на связи с сотрудниками. Мне говорили, что приходили какие-то ребята, запрашивали информацию и записи с видеокамер.
Я до глубины души возмущен произошедшим. В нашем коллективе работают молодые ребята, но я с уверенностью могу сказать, что они понимают всю серьезность текущей обстановки в мире и в стране. В январе мы получили известие о гибели нашего товарища, который работал у нас барменом. Он ушел добровольцем на фронт. И вы можете представить, чтобы парни, которые были на прощании с ним, могли безучастно и равнодушно смотреть на эти провокации?
Это маловероятно, я не могу это представить. Это подобно оскорблению.
Не менее меня возмутили комментарии в соцсетях от неизвестных людей, которые не были в нашем заведении и даже не знают, где находится город Сургут, но могут позволить себе хамство и грубость по отношению к нам. Разве после этого можно говорить о здравомыслии в обществе?
У меня немало знакомых, которые участвуют в сборе гуманитарной помощи для пострадавших в новых регионах России. Я сам состою в клубе патриотов, оказывающих посильную помощь парням, которые исполняют свой гражданский долг на передовой, но я не выставляю это напоказ, потому что неправильно с моей стороны об этом кричать на каждом углу. И одновременно с этим на меня и мой коллектив навешивают ярлыки. Мы стали жертвами провокации.
Цель провокации
Какова главная цель этой провокации, на ваш взгляд?
— Расколоть общество. Это вызов обществу. Важна ответная реакция общества на подобные провокации. Что мы предпримем: станем внимательнее или начнем травить друг друга и грызть? Это вопрос, который должен задать себе каждый гражданин нашей страны.
Нельзя делать поспешных выводов и заниматься буллингом, нужно разобраться в ситуации и дождаться официальной информации. Если мы сохраним в нашем обществе единство и будем отвечать на все вызовы сплоченностью и поддержкой, тогда никакие провокации нам не страшны.
Цель была достигнута?
— Эта история вышла на федеральный уровень, она не локальная. Она в федеральных телеграм-каналах появилась. И первый канал, который это опубликовал, был канал [Владислава] Позднякова (российский националистический деятель, скандальный блогер, создатель сообщества «Мужское государство»*, признанного экстремистским в России. – Прим. ред.).
На ваш взгляд, какие мотивы были у того клиента заведения?
— Есть масса вариантов: хайп, провокация, просто шутка. Мы можем предполагать все что угодно, но не попасть в цель. Предполагаем одно, а мотивы могли быть совершенно другие у человека.
Пусть этим занимаются правоохранительные органы, и они дают комментарии по этому случаю.
Как вы думаете, почему выбрали для провокации именно общепит?
— Я не могу ответить на этот вопрос. Не знаю. Этим вопросом занимаются силовики, ФСБ и полиция.
Представители силовых структур со мной не общались. Инцидент произошел поздно вечером. На следующее утро к управляющему баром домой приехали силовики, а потом поехали вместе с ним в заведение, где он предоставил им всю необходимую информацию.
Покаянное обращение
Позже в Сети появился ролик, в котором тот самый мужчина извинился перед россиянами за свой поступок и сказал, что поддерживает СВО и бойцов. Он демонстративно разорвал футболку с провокационной надписью. Как прокомментируете это?
— Да, я видел этот ролик. Думаю, с молодым человеком силовики провели профилактическую беседу и пояснили, что делать так нельзя, это чревато. Если человек своим умом не понимает, то необходимо это ему донести. Силовые структуры это сделали. Может, он это осознал.
Я не знаю, как дальше сложится его судьба, но я считаю, что извинений недостаточно. Мы живем во времена, когда нельзя просто так спускать такое на тормозах. Не знаем, какой мотив у этого человека был в действительности. Не знаем, что будет завтра, ситуация может усугубиться. Завтра может быть уже не просто футболка. Мы помним происшествие в Санкт-Петербурге (покушение на военкора Владлена Татарского с трагичным исходом. – Прим. ред.). Необходимо тщательнее и внимательнее относиться к подобного рода инцидентам и людям, которые позволяют себе такие провокации.
*ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЗНАНА ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ЗАПРЕЩЕНА В РОССИИ
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Полина Зиновьева
Эксклюзивы «ФедералПресс»