Строительной отрасли Тюменской области удается регулярно оказываться в топе среди регионов страны. Очередным историческим рекордом стал ввод в эксплуатацию 27 млн квадратных метров жилья – это на треть больше прошлогодних показателей. Благоприятным фактором для роста новостроек в областной столице являются новые механизмы господдержки. Чем полезны инфраструктурные кредиты и какие районы вырастут за их счет, выяснил «ФедералПресс».
Новостройки в облигациях
По данным прошлого года, на одного тюменца приходится 1,4 квадратных метра жилья. Сейчас регион приближается к планке 1,5 метра на человека. Строительство жилья в Тюменской области ведут 114 компаний. В рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» тюменские строители за три месяца 2023 года ввели в эксплуатацию 503 тыс. квадратных метров, что на 8 % превышает показатели прошлого года. Заданная динамика позволяет говорить о том, что цифры ввода жилья этого года будут не менее впечатляющими. По словам руководителя Главного управления строительства Тюменской области Павла Перевалова, такие высокие темпы строительства и ввода жилья были бы невозможны без эффективных инструментов господдержки.
«Те микрорайоны, которые мы с вами видим, передвигаясь из аэропорта по нашей объездной дороге в сторону улицы Мельникайте, строятся с использованием господдержки. Например, в микрорайоне Плеханово реализуется один из первых в стране проектов по комплексной застройке с использованием механизма инфраструктурных облигационных займов», – рассказал Павел Перевалов.
По проекту в Плеханово на участке 51 га появится 24 многоквартирных дома, в которых поселятся более 8,5 тысячи семей. Сейчас в стадии строительства находятся 11 домов. Сегодня за счет средств инфраструктурных облигаций финансируется возведение инженерной и транспортной инфраструктуры на сумму 661 млн рублей.
Второй проект с использованием инфраструктурных облигаций реализуется напротив Плеханово – через тюменскую объездную. Вдоль Московского тракта застройщик планирует построить 92,5 тыс. квадратных метров жилья, четыре дома уже в строительстве. На первую и второю очереди стройки потратят 810,85 млн рублей. Средства инфраструктурного кредита пойдут на установку газовой котельной и прокладку сетей водопровода, канализации и теплоснабжения.
Как пояснил Павел Перевалов, при выдаче такого льготного займа застройщик обязуется перед федеральным агентством Дом.рф возводить необходимую инфраструктуру на вверенной территории. Деньги используются для строительства водопровода, инженерных коммуникаций, теплосетей, дорог и прочего. А использование кредита под 3–4 % годовых позволяет строителям работать с опережением сроков.
В 99 % случаев стройка ведется комплексно – застройщик обеспечивает будущих новоселов всей необходимой инфраструктурой: школой, детсадом, поликлиникой, сквером, дорогой и прочими объектами. Такой формат застройки более востребован у покупателей, отметил Павел Перевалов.
Стройка Тюменской слободы и Юго-Запада
«В Тюменской слободе, это микрорайоны «Ямальский-1», «Ямальский-2», реализуется еще один новый механизм, который мы стали использовать в прошлом году – инфраструктурный бюджетный кредит (ИБК). Этот кредит получает бюджет региона из федерального бюджета», – пояснил разницу главный строитель области.
Кредит отличается особыми льготными условиями: он дается на 15 лет под 4 % годовых. Получая средства, тюменские власти берут на себя целевые обязательства: обеспечить на площадке ввод жилья в определенном объеме, а также создать рабочие места. То есть в расчете этого кредита участвуют серьезные экономические показатели. На полученные из бюджета страны деньги регион возводит объекты инфраструктуры. Так строится развязка на Червишевском тракте: сегодня перекрыт прямой ход между Патрушево и Комарово. Строительные работы планируют закончить к концу года.
«Инфраструктурные проекты, реализуемые на средства ИБК, помогают не только улучшить качество жизни граждан, но и простимулировать жилищное строительство. Так, за прошлый год в Тюменской области строительство объектов за счет ИБК способствовало вводу 478 тыс. кв. м жилья», – отметил генеральный директор Фонда развития территорий Ильшат Шагиахметов.
За счет инфраструктурного бюджетного кредита строится одна из главных магистралей – улица Фармана Салманова в границах улиц Губернская – Закалужская – Московский тракт. На этот проект правительство региона получило 703,1 млн рублей.
Шестиполосную проездную часть протяженностью 2,3 км начали строить в прошлом году. Вместе с автодорогой здесь прокладывают тротуары и велодорожки, обустраивают ливневую канализацию, инженерные сети, монтируют наружное освещение. Остановочные пункты общественного транспорта встанут по ул. Калинина на участке от ул. Уездной до ул. Небесной (д. Дударева). Сдача объекта запланирована на 15 ноября 2024 года.
Еще один дорожный объект будет построен в противоположном направлении – на пересечении улиц Мельникайте и Дружбы, на это направят 2,3 млрд рублей. На строительство автодороги в районе деревни Ожогино выделят 2,9 млрд рублей до 2024 года. В 2024 году начнется строительство улиц в планировочном районе Комаровский.
Кредит во благо
В этом году жителей Тюменской слободы ждет большой школьный праздник: первый звонок прозвенит в новой школе в створе улицы Арктической – Ямбургского проезда – улицы Андрея Бушуева. На строительные работы получили инфраструктурный кредит в размере 1,4 млрд рублей. Павел Перевалов напомнил, что 2023 год станет рекордным: 4262 учебных места в регионе будет обеспечено за счет строительства школ.
«Если брать экономические показатели, то буквально недавно было подбита статистика за первый квартал. По ней видно, что индекс роста по объему всех выполняемых в регионе строительных работ в регионе составил 128 % по отношению к первому кварталу 2022 года. Стройка всегда была локомотивом экономики Тюменской области, так остается и сейчас», – сказал глава ГУС.
Эти показатели были отмечены премьер-министром России Михаилом Мишутиным во время визита в регион. Глава кабмина обратил внимание на новостройки Тюмени, губернатор региона Александр Моор обозначил, что для строительства используются оба механизма инфраструктурного кредитования.
«Реализуем пять проектов до 2024 года включительно, но думаю, что мы будем действовать с некоторым опережением и развязку и одну дорогу сделаем чуть-чуть быстрее», – доложил Александр Моор.
Отметим, что общий бюджет инвестиционных проектов, которые ведутся в Тюменской области, с учетом средств застройщиков составил 88,8 млрд рублей. Только 8,6 млрд из них – бюджетный кредит из федеральной казны в пределах лимита, 6,5 млрд – уже в освоении, еще 2,1 млрд предусмотрены на 2024 и 2025 годы.
«Механизм ИБК позволяет обеспечить граждан удобной и доступной инфраструктурой. Например, благодаря строительству дорог в Тюмени транспортная доступность к возводимым жилым домам, социальным и коммерческим объектам улучшится для порядка 178 тысяч человек», – сказал первый заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Александр Ломакин.
По плану ГУС, к 2027 году общая площадь жилищного строительства составит 1 млн 450 тыс. квадратных метров. А до 2034-го в Тюменской области будет построено почти 23 млн квадратных метров жилья. Это заложено в стратегии развития отрасли, отметили специалисты.
Исполнительный директор Российского союза строителей Андрей Кошель высоко оценил опыт стратегического развития строительной отрасли Тюменской области. «С помощью наших коллег, которые транслируют этот запрос, мы можем передать его в министерства. Есть такая потребность – нужно обсуждать», – сказал он.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова, правительство Тюменской области