Top.Mail.Ru
Общество
Омская область
0

Омский министр образования об изменениях в системе: «Вопросов о спецоперации в ЕГЭ пока не будет»

Министр образования
Иван Кротт рассказал о будущем системы образования Омской области

Система общего образования стоит на пороге серьезных перемен. С 1 сентября во всех школах начнет действовать так называемый золотой стандарт знаний – единая планка, ниже которой опускаться нельзя. С нынешнего года школы и колледжи будут использовать в образовательном процессе только государственные информационные системы. Что еще ждет учащихся, их родителей и преподавателей, рассказал новый министр образования и вице-губернатор Омской области Иван Кротт в эксклюзивном интервью «ФедералПресс».

Спешки не будет

Иван Иванович, говорят, что назначение на эту должность стало для вас неожиданностью. Так ли это и почему?

— Правда. Я спокойно работал в Омском государственном педагогическом университете, выполнял задачи, которые были поставлены Минпросвещения России. Неожиданно раздался звонок, и поступило предложение поменять направление, потрудиться на благо региона в рамках реализации основ государственной образовательной политики. Первоочередная задача – строительство школ и детских садов, также необходимо уделить внимание качеству образования.

Вы уже встречались с врио губернатора Омской области Виталием Хоценко. Какие установки или главные направления он озвучил?

— Задача стоит простая и понятная – строительство 8 школ и 3 детских садов по нацпроекту «Образование» и нацпроекту «Демография». Из-за этих объектов регион уже попадал под конструктивную критику. Это первоочередное. Однако существуют и другие направления, за которые ответственности никто не снимал: организация и проведение ЕГЭ, реализация федеральных государственных образовательных стандартов, повышение качества образования в регионе.

Какие решения стали или еще станут первыми на этом посту? Что вы планируете изменить в системе образования Омской области?

— Для того чтобы что-то изменить в системе образования Омской области, необходимо в нее погрузиться. Сейчас как раз тот период, когда я детально разбираюсь во всех вопросах. Работа в министерстве в отличие от вуза предполагает разносторонние направления. Тут никто шашкой махать не будет. Основная задача – настроить работу на общий результат. Качество образования в Омской области, и это подтверждают мониторинги, довольно высокое. Однако есть определенные вопросы, которые необходимо решить, как текущие, так и в среднесрочной перспективе. Мы сейчас осторожно двигаемся, чтобы понять состояние, в котором находимся.

Образование – система, где много благополучателей, поэтому она всегда находится в особой зоне внимания. Спешки никакой не будет.

Планируете ли проводить кадровые перестановки в министерстве?

— Надо поработать с теми людьми, которые есть. Проблемы тоже есть, но это не из-за личности, а, возможно, из-за выстроенной работы. Поэтому мы присматриваемся, оцениваем потенциал каждого. Никаких увольнений в ближайшее время не планируется. Я многих людей знаю с одной стороны и теперь надо их узнать с другой.

Золотой стандарт знаний – что это такое?

С 1 сентября 2023 года в школах начнет действовать так называемый золотой стандарт знаний. Соответствующие поправки в закон «Об образовании в РФ» приняла Госдума. Как это отразится на омских школах? Некоторые учителя уже сегодня говорят, что программа будет легче, в чем это выражается? Вернемся к старой доброй классике?

— У нас же все новое – это хорошо забытое старое. Президентом РФ подписан ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Основные программы утверждены и 1 сентября будут реализованы. Речь идет о таких предметах, как русский язык, литературное чтение, окружающий мир – в начальной школе; русский язык, история, обществознание, ОБЖ и география – при реализации программ основного общего среднего образования. Закон предполагает введение календарного плана воспитания. Тот, кто учился или работал в советской школе, хорошо помнит, что были базовые учебники, но были и дополнительные. Особенно это касается школ с углубленным изучением отдельных предметов.

Министр

Созданная в стране система образования связывала все предметы воедино, что обеспечивало общее образовательное пространство. Вариативность образования, которая активно внедрялась в 90-е годы, привела к проблемам в школьном образовании и, как следствие, – к снижению его качества. Поэтому в школах на протяжении многих лет реализовывалась основная программа, которая описывалась как примерная, а значит – необязательная. В связи с этим принято решение заменить примерные программы на федеральные. Однако тут надо понимать, что единая не значит единственная. Сохраняются учебники для дополнительного профильного образования. Главное – дети получат фундаментальное базовое образование.

Золотой стандарт даст родителям уверенность в том, что их ребенок получает качественное образование вне зависимости от школы и региона, в котором он проживает. Кроме того, родители смогут контролировать учебный процесс. Будет реализована идея, которую продвигает Минпросвещения, – единое образовательное пространство.

Как вы считаете, что важнее: престиж учебного заведения или все же его педагогический состав? В Омске можете назвать школу, где удалось объединить эти 2 понятия?

— Мне бы не хотелось называть школы, где удалось объединить престиж учебного заведения и сильный педагогический состав. Это было бы нечестно по отношению к другим, а самое главное – необъективно.

Если говорить о том, что важнее – престиж или крепкий педагогический состав, – то это ведь система, и здесь все дополняет, а не взаимоисключает. Педагогический коллектив, школьники и образовательная среда являются объектами сонастройки. Когда эти составляющие будут гармонично дополнять друг друга, тогда будет эффект.

Среднее образование

В последнее время организация учебного процесса в средних образовательных учреждениях претерпела изменения: появились церемонии поднятия флага, «Парты Героев», «Разговоры о важном». В ближайшее время вопросы о спецоперации должны появиться среди заданий ЕГЭ. Какие еще изменения могут ждать наших детей в ближайшем будущем?

— Миссия учителя в том, чтобы не просто передать ребенку знания, а воспитать полноценную личность. Образование – это воспитание и обучение. Это кропотливая работа каждого педагога. Каждый из нас помнит своего первого учителя и тех, кто формировал жизненные ориентиры. Важную роль в воспитании школьников играют советники директоров по воспитательной работе. С этого учебного года количество школ, в которых работают советники, возросло до 600. Омская область стала пилотным регионом, сейчас мы наставники для других субъектов – Новосибирской, Томской, Иркутской областей и Алтайского края. Мы делимся тем опытом, что нам удалось наработать.

Если говорить о ЕГЭ, то тут есть минусы и плюсы: по мнению родителей, школьников на протяжении 10-х и 11-х классов целенаправленно готовят к сдаче ЕГЭ, но при этом есть и плюсы: возможность поступить в любой вуз страны. Существенных изменений в ЕГЭ и ОГЭ в ближайшие годы не предполагается, а содержание экзаменов продолжит постепенно меняться в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты.

Говоря о вопросах, связанных со специальной операцией, наверное, их включат в ЕГЭ. Это произойдет тогда, когда появятся новые учебники. Точно не в этом году.

Иван Иванович, сегодня педагогика – в тройке лидеров по числу бюджетных мест в вузах. Можем ли мы говорить, что престиж профессии растет? Благодаря чему это стало возможно и что нужно сделать, чтобы усилить этот процесс?

— Педагогическое направление – третье по востребованности у наших граждан. Ко мне иногда подходят родители, бабушки и дедушки студентов с вопросом: почему профессия учитель востребована при низкой зарплате, и я, честно сказать, тоже не могу объяснить этот парадокс. Здесь играет роль накопительный эффект: профориентационная работа, создание в педагогических вузах технопарков, общее изменение отношения общества к учителю в последние годы.

Я, как бывший ректор Омского государственного педагогического университета, но действующий преподаватель, могу сказать, что конкурс очень большой. Есть интерес у молодежи, педагога никогда не заменят компьютерными программами. Недавно Сергей Сергеевич Кравцов (министр просвещения РФ. – Прим. ред.) заявил, что прорабатываются нормативно-правовые акты, связанные со столь злободневным вопросом, как заработная плата учителей. Это тоже очень важно – равная оплата за равный труд.

Эти законопроекты повысят не только престиж и статус профессии педагога, но и его материальное обеспечение. Все это сейчас в зоне пристального внимания. Год педагога и наставника должен стать годом заботы об учителе, показав важность и значимость профессии.

Министр образования

В социальных сетях то и дело можно услышать, что в школах не хватает учителей. Как привести в школу молодых педагогов? Чем заинтересовать?

— У нас есть дефицит педагогов, да и нагрузка у учителей очень большая. Наиболее востребованными являются педагоги-психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования, учителя иностранного языка, математики, русского языка. В 2022 году в образовательные организации были трудоустроены 807 педагогов. Много или мало – смотря с чем сравнивать. Потребность в педагогах – комплексная задача, и человек ищет там, где лучше. Несмотря на конкуренцию за человеческий капитал, могу сказать, что в Омской области предпринимаются шаги, чтобы социально поддержать молодых педагогов и в целом учителей. У нас есть районы, где сумма поддержки молодого педагога достигает 200 тысяч рублей. Уже даже внутри региона идет борьба за учителей, за кадры.

Иван Иванович, многие выпускники школ после получения диплома о среднем образовании стремятся уехать в Москву, Санкт-Петербург? Что следует сделать, чтобы ситуация изменилась?

— Важно вести комплексную работу, причем вместе с родителями. Нередко мы сами говорим своим детям о том, что необходимо уезжать из Омска и поступать в вузы других городов. Но это неправильно! Большой плюс Омска в том, что здесь представлены фактически все ключевые направления подготовки: аграрное, медицинское, техническое, спортивное, инженерное. Можно никуда не уезжать и получить востребованную профессию в регионе. Важно нам всем больше рассказывать об омской системе образования, какие у нее есть плюсы, какие есть успехи и достижения. Необходимо усиливать профориентационную работу. Причем не только на уровне вуза и министерства, но и на уровне других межведомственных структур. Это общая работа на один результат.

Определенный процент всегда будет уезжать, но надо, чтобы в вузах готовили кадры под производства, которые только планируют открыть. Должен быть выстроен диалог. Знаете, есть треугольник академика Лаврентьева: образование – наука – индустриальный партнер или производство. Этот принцип актуален и сегодня. Однако сюда бы я еще включил родителей и образовательную организацию, которые должны формировать правильную повестку. Нужно просто работать.

Есть ли у вас мечта – профессиональная, а может быть, и личная?

— Мечта – работать со студентами, которые заинтересованы предметом. Я горжусь каждым своим студентом, они правильно мотивированы. Хотелось бы, чтобы добрая атмосфера взаимовыручки, которая сложилась в педагогическом университете, была и во всей системе образования региона.

Ну и хочется больше времени, которое я бы потратил на завершение ряда исторических проектов. Я собрал много архивного материала и еще не все сказал в сфере науки, которой занимался с 1994 года. Это история сельскохозяйственного предпринимательства в Западной Сибири в начале XX века. Я бы издал несколько научных трудов.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, пресс-служба министерства образования Омской области

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.