Ветхий трамвайный парк Иркутска смело может претендовать на преобразование депо в музейную экспозицию – некоторые вагоны работают со времен несуществующего нынче Советского Союза, износ состава по итогам 2022 года оценили почти в 92 %. Увековечат ли действующий электротранспорт в городе либо обновят, выяснял «ФедералПресс».
Почти экспонаты
На сегодняшний день у Иркутска есть 70 трамваев – по данным мэрии, такого количества вполне достаточно для обслуживания маршрутов. При этом возраст машин смело можно именовать преклонным – самая молодая из них была выпущена 15 лет назад. Есть же и совсем древние экземпляры, которые возили пассажиров еще до «лихих девяностых» и начали собственную историю в 1987 году.
Учитывая возраст, большую часть вагонов давно пора отправлять на покой – например, в музей, ведь максимальный срок эксплуатации состава, по данным властей, составляет 16 лет: на следующий год непригодным станет весь парк. Однако обновлять его не торопятся по простой причине – денег нет.
Цена вопроса
Трамвай, являясь одним из наиболее долговечных видов городского транспорта, стоит немало – новый вагон, по расценкам на май, обойдется в 78 млн рублей. В бюджете города, расходы которого превышают доходы, даже такие средства отсутствуют, ввиду чего приобретение машин в нынешнем году не планируется.
Сумма, которая необходима на замену всего состава и трамвайной инфраструктуры, также посчитана – она составляет 15,5 млрд рублей. Местные власти, оценивая свои возможности, пришли к выводу, что такие траты не потянут, потому рассчитывают на помощь федерального центра.
Минтранс в курсе
Городские власти, как пояснили «ФедералПресс» в мэрии, не бездействуют – нынешний глава администрации Руслан Болотов лично ездил в Госдуму РФ, чтобы известить правительство России о проблеме Иркутска. На парламентских слушаниях градоначальник описал безрадостную атмосферу местного депо, после чего председатель ГД Вячеслав Володин поручил профильному министерству разработать комплексную программу развития электротранспорта в регионах.
В настоящее время она формируется – по проекту собираются капитально отремонтировать, а также заменить трамваи и троллейбусы в различных субъектах в период до 2030 года. Посчастливится ли Иркутску стать ее частью, станет известно в сентябре – именно к этому месяцу рассчитывают завершить все подготовительные процедуры.
Не повезло
Получить деньги на трамваи Иркутск в теории мог в 2023 году, когда кабмин России выделил субсидию в 86,5 млрд рублей регионам на развитие такого транспорта. На практике же Фортуна не улыбнулась, и столицы Приангарья не оказалось в списке. Город вновь остался у разбитого парка ждать не просто заслуженную, а почти неотложную порцию удачи, которая вполне может снизойти на Иркутск в обозримой перспективе.
Год надежды
Несмотря на хладнокровие судьбы, город не сдается и пытается разбудить в ней эмпатию своей настойчивостью: власти видят определенные перспективы в проекте «Экология», который реализуется в рамках госпрограммы «Чистый воздух». Именно по нему есть шанс получить 500 млн рублей, которых, по подсчетам мэрии, хватит на покупку в 2024 году 10 односекционных трамвайных вагонов – соответствующая заявка уже подана, однако решение о ее статусе пока не принято. Надежда – пока лучшее, что есть у местного трампарка.
Другие проблемы
Устаревшие вагоны являются не единственной проблемой предприятия – есть и другие, существенно влияющие на его функционирование. Одной из ощутимых можно назвать дефицит кадров – коэффициент текучести оценили в 32,3 %. По данным властей, этот показатель находится в пределах нормы, однако нельзя не заметить, что из 24 принятых в 2023 году сотрудников 23 уволились. В особенности на линиях не хватает кондукторов – деньги с пассажиров нередко собирают водители, что приводит к задержкам транспорта и образованию очередей.
Нехватка специалистов наблюдается неспроста, ведь есть конкретные причины, по которым люди уходят: тяжесть трудового процесса, стрессы и повышенные психологические нагрузки, климатические особенности и, конечно, вибрация и шум, которые издают потрепанные вагоны, терроризируя и работников, и пассажиров.
Грядущие перемены
Борьба за модернизацию трамваев и их инфраструктуры продолжается. В ближайшие годы, предположительно, получится решить хотя бы одну проблему – невыносимого грохота, на который жалуются горожане: для этого на некоторых центральных улицах, в частности Ленина, Степана Разина и Горького, простые рельсы заменят на малошумные. Проект новинки разработают в 2023–2024 годах – на него изыскали 15 млн рублей.
Ранее «ФедералПресс» рассказывал неутешительную историю усть-илимского трамвая, которого лишился город в конце прошлого года: чтобы сохранить транспортную организацию, люди попросили денег у Михаила Мишустина.
Фото: ФедералПресс / Юлия Котышева
Эксклюзивы «ФедералПресс»